Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Так вот, по словам врача, подобных пищевых отравлений с начала кризиса стало гораздо больше. Часть из них, наверное, можно отнести на счет самих граждан, из дурной экономии не выбрасывающих продукты с истекшим сроком хранения. Но только часть. Надо признать: антикризисным предложением нашей торговли и общепита стала тухлятина.
Это почувствовалось сразу с началом кризиса. Помню, как в октябре прошлого года я безуспешно искала помидоры черри для салата. Увы, и в дешевом магазине, и в премиальном супермаркете сквозь прозрачные коробочки просвечивала неприкрытая плесень. Только в "магазине для богатых" за плесень надо было заплатить на треть больше. На мое возмущение продавцы в обоих торговых точках отреагировали абсолютно одинаково: "Такие завезли". Железная логика: значит, если привезли что-то тухлое, надо не возвращать товар, а выставить его в магазин? Не выбрасывать же, в самом деле...
Вспоминается, как была шокирована моя мама, увидев в Дании задний двор супермаркета в пятницу вечером. Там, в отличие от России, не пишут закон о торговых сетях, благодаря которому ни один нормальный инвестор не станет в них вкладываться, зато имеются чиновники, подсчитывающие, какую долю супермаркет типа сельпо занимает в деревне на десять дворов. Защита маленьких независимых торговых точек ведется просто: супермаркетам и гипермаркетам запрещено работать в выходные. И в пятницу перед закрытием супермаркеты выставляют на задние дворы те продукты, срок хранения которых истекает даже не в воскресенье, а в понедельник. При этом сроки хранения там гораздо более короткие, и на заднем дворе в результате оказывается зелень, поступившая в пятницу, помидоры, завезенные в среду, и яйца, снесенные в понедельник. Для наших яиц срок хранения, кстати, составляет месяц. Видно, они более стойкие, чем датские.
Расточительство? Нет, жесткое законодательство. Среди маминых знакомых была пара, держащая маленькую лавку в пригороде Копенгагена. "Почему бы вам не забирать у супермаркета в пятницу нераспроданный товар и не продать его за выходные?" – поинтересовалась у них моя мама. "Что вы! – ужаснулись они. – Если мы продадим несвежий товар, нас обанкротят покупатели!" И это не пустой звук: европейские суды, хотя и не назначают за пролитый кофе многомиллионных исков, как в США, но вред здоровью потребителя и его переживания оценивают достаточно высоко.
В России же закон о защите прав потребителя весьма хорош, но сами потребители им пользоваться не спешат из-за неадекватной, унизительно маленькой компенсации морального вреда и вреда здоровью. Сумма компенсации морального вреда потребителю по сложившейся традиции не превышает 10 тыс. руб., а чаще и вовсе 3 тысяч. Уменьшение доходов потерпевшего в случае временной нетрудоспособности и другие неявные, но существенные траты и убытки никак не учитываются. И хотя компенсация платы адвокату потерпевшего лежит на ответчике, судья запросто может установить ее ниже, чем записано в договоре о защите интересов истца. Много ли найдется желающих в течение нескольких месяцев регулярно отпрашиваться с работы на судебные заседания, нервничать, собирать документы и искать свидетелей, платить адвокату (средний гонорар которого составляет 30 – 50 тыс. руб.) – и за все это спустя еще полгода получить по исполнительному листу смешную сумму?
Вот и мой сын не стал выяснять, кто виноват в том, что он попал в больницу и все еще продолжает пить лекарства. Он решил проще: никогда больше не покупать ничего в этой сети быстрого питания и в этих гипермаркетах. Правда, есть сильное подозрение, что это не предохранит его от возможного отравления в каком-нибудь другом фастфуде или от покупки испорченных продуктов в других магазинах.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт