Адронный коллайдер сломали люди

Неполадка, прервавшая работу БАК более чем на год, произошла из-за недостатков конструкции и брака при сборке. Техники неправильно спаяли массив из сверхпроводящих магнитов, строение которого и так было ненадежным


ФОТО: AP



Причиной крупной аварии, более чем на год остановившей работу Большого адронного коллайдера на границе Швейцарии и Франции, была вызвана ошибкой, допущенной при сборке этого уникального устройства. Как сообщил Nature News, статья об этом опубликована в научном журнале Superconductor Science and Technology.

Как заявил ее автор Лучо Росси, работавший над созданием БАК, инцидент, в результате которого была нарушена сверхпроводимость обеспечивающих работу коллайдера магнитов, произошел из-за того, что техники, собиравшие массив магнитов, неправильно припаяли один из соединяющих их кабелей. Когда магниты нагрелись до температуры, при которой теряется сверхпроводимость, кабель не смог выдержать напряжения - и возникший в этот момент дуговой разряд пробил стенку емкости с жидким гелием, с помощью которого осуществлялось охлаждение магнитов.

В результате в ускоритель, с помощью которого ученые надеялись в течение нескольких лет провести десятки уникальных экспериментов, вылилось несколько тонн гелия. Для устранения последствий аварии потребовалось более года: впервые запущенный в сентябре 2008 г., коллайдер смог возобновить работу только в ноябре прошлого года.

По словам Росси, при сборке системы магнитов техники не проверили, насколько электрически стабильными были соединения. Сенсоры, позволяющие определить перегрев сверхпроводящих элементов, были установлены в БАК только после аварии.

Ученый отметил, что в будущем подобные инциденты могут повториться. Причина этого заключается в недостатках конструкции коллайдера. Во-первых, в ускорителе насчитывается еще несколько тысяч подобных ненадежных соединений, на исправление которых уйдет около года. Кроме того, использующийся для соединения кабелей серебряно-оловянный сплав был применен и для соединения магнитов с медным стабилизирующим массивом, который должен обеспечить отвод электрического тока в случае потери сверхпроводимости.

Это значит, что в случае чрезвычайной ситуации и те, и другие соединения разрушатся одновременно. Росси указал на то, что эту проблему могло бы решить использование для соединения магнитов и медного массива другого сплава, который бы плавился при более высокой температуре. Как рассказал Лин Эванс, руководивший работами на БАК в 1994 - 2009 гг., такая возможность рассматривалась, но от нее решили отказаться, поскольку в противном случае для пайки пришлось бы использовать сплав свинца, что могло бы повредить здоровью рабочих.

Выбор читателей