Тягачев: в провале на Олимпиаде в Ванкувере виноват Фетисов

Президент Олимпийского комитета России (ОКР), член Совета Федерации Леонид Тягачев подвел итоги самой неудачной в истории нашей страны Олимпиады


ФОТО: i.eurosport.ru



Президент Олимпийского комитета России (ОКР), член Совета Федерации Леонид Тягачев в интервью АСИ "Весь спорт" подвел итоги самой неудачной в истории нашей страны Олимпиады. Напомним, что всего российские спортсмены привезли из Ванкувера 15 медалей, из которых лишь три золотые, и заняли 11-е место в неофициальном командном зачете. Основной причиной такого выступления сборной России на XXI зимних Играх глава ОКР считает "печальную шестилетку под началом знаменитого хоккеиста".

Леонид Васильевич, вы согласны, что сборная России в Ванкувере - провалилась?

Мы живем в свободной стране, и каждый волен трактовать итоги выступления сборной России, как считает нужным - комментировать, оценивать, критиковать. Я вообще не сторонник категоричных оценок - и отрицательных, и положительных. Понятно, что мы выступили в Ванкувере хуже, чем рассчитывали. 11-е место в неофициальном командном зачете говорит само за себя - мы никогда еще сюда не опускались. Это факт. А теперь мы должны подробно разобраться, почему так произошло и что необходимо начать делать прямо завтра, чтобы подобное не повторилось через четыре года, на домашней Олимпиаде в Сочи.

Вы ожидали, что в Ванкувере возможно именно такое выступление?

Лично я, как и вы, как и многие другие наши соотечественники, надеялся на лучшее. Но, в тоже время, мы не могли игнорировать факты. А по итогам предолимпийского зимнего сезона 2008/2009 годов сборная России в таком же неофициальном зачете заняла девятое место, выиграв 13 медалей, в том числе четыре золотые. И это после четвертого места сезоном ранее! Естественно, ОКР не мог игнорировать такие расклады. И благодаря активной совместной работе с министерством спорта, "Фондом поддержки олимпийцев России", федерациями по видам спорта, благодаря поддержке правительства России и президента страны удалось консолидировать серьезные ресурсы и усилия на подготовке 300-350 реальных кандидатов в олимпийскую сборную. Спросите у любого спортсмена, у любого тренера: последний год они не имели никаких проблем с обеспечением - ни финансовым, ни техническим, ни организационным.

Но вы же понимаете, что за один год даже самой качественной работы подготовить олимпийского чемпиона невозможно!

Как раз я понимаю, потому что прошел все ступени трудной школы спорта - от спортсмена и детского тренера до главного тренера сборной СССР и одного из руководителей отечественного спорта. Но тогда давайте говорить откровенно: что у нас есть реальные ресурсы на спорт высших достижений, стало понятно только в последние полтора-два года, когда было создано министерство спорта, которое возглавил Виталий Мутко. Развал СССР, безденежье начала и середины 90-х годов, когда я сам работал председателем Госкомспорта, а затем печальная шестилетка под началом знаменитого хоккеиста привели к такому нынешнему результату. После Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити, которые стали для меня первыми в статусе президента ОКР, государство благодаря тогдашнему президенту, нынешнему премьер-министру Владимиру Путину обратило внимание на спорт, оценив его огромный социальный, образовательный, пропагандистский потенциал - и стало выделять достойное финансирование. Но до конкретного спортсмена, который готовился к конкретным ответственным стартам эти деньги, как правило, не доходили.

Куда же они уходили?

Я не хочу сейчас говорить об этом подробно. Кто захочет - узнает. Речь сейчас не об этом, хотя мне было очень обидно и досадно, что мы не начали решать системные проблемы отечественного спорта, появившиеся с распадом СССР, в начале нынешнего десятилетия. А ведь это и потеря спортивных комплексов и баз, оставшихся в бывших республиках; и утрата тренерской школы, лучшие представители которой уехали из страны; и развал некогда стройной структуры детско-юношеского спорта, физкультурного образования в средних школах и вузах. Хочу сказать, что сейчас, с приходом Виталия Мутко, ситуация в нашем спорте начала меняться в лучшую сторону. О реальных системных подвижках говорить, конечно, еще преждевременно - невозможно за два года построить новые базы, возродить систему СДЮШОР... Но министерство спорта и подчиняющийся ему Центр спортивной подготовки сборных команд России, в котором лежат трудовые книжки всех наших спортсменов, тренеров и специалистов, стали адекватно и оперативно реагировать на текущие запросы олимпийцев. Ну, не поехали в олимпийском сезоне машины у бобслеистов - и в течение недели был положительно решен вопрос о приобретении двух новых. А это миллионы и миллионы рублей! Именно на одной из них двойка Саши Зубкова выиграла бронзу. К сожалению, в четверках случился дикий форс-мажор - отлетел руль управления, машина перевернулась, мы остались без медали. С учетом готовности и настроя Зубкова и его разгоняющих, а также результатов тренировочных заездов - думаю, что золотой. Или другой пример - с конькобежцем Иваном Скобревым. В январе его итальянский тренер Маурицио Маркетто решил, что для более качественной подготовки к Олимпийским играм необходим еще один сбор. И Центр спортивной подготовки по запросу Союза конькобежцев России все вопросы закрыл в течение одного дня, и уже вечером Ивану оплатили все, что нужно. В Ванкувере Ваня выиграл две медали. И за умение принять решение, за преодоление обстоятельств и мужество был единогласно избран - знаменосцем сборной России на сегодняшней церемонии закрытия.

Вы говорите о нескольких положительных частностях. Но в целом сборная России скорее не реализовала свой потенциал.

Накануне Олимпийских игр я высказывал мнение, основанное на объективном анализе ситуации, что за медали смогут бороться 50 наших спортсменов. И в их числе не были все 23 хоккеиста, как сейчас острят некоторые умники, не знающие и не понимающие спорт. Если мы и ошиблись в своем анализе - то совсем немного. Призерами Олимпийских игр в Ванкувере стали 22 российских спортсмена. Все они - наши герои! Еще девять человек заняли четвертые места, остановились в шаге от пьедестала! Некоторые их этих четвертых мест будут сидеть занозой в сердце еще много лет - такие, как четвертое место Саши Легкова в лыжном дуатлоне или как четвертое место нашего легендарного саночника Альберта Демченко. Были обидные пятые и шестые места... Конечно, не обошлось и без провалов или форс-мажоров. Это спорт, и без неожиданностей, приятных или неприятных, не обходится. Никто не ожидал, что без единой медали останутся мужчины и женщины из дистанционной сборной России по лыжным гонкам. Что так выступят девочки-конькобежки в командной гонке. К ярким примерам форс-мажора отношу падения бобслеистов в четверках и нашей чемпионки мира по сноуборду Екатерины Тудегешевой в 1/8 финала соревнований по параллельному гигантскому слалому. В общем, человек 40 у нас все-таки реально претендовали на медали. Мы верили в наших спортсменов! И, несмотря на неудачное выступление, они выиграли 15 медалей. По общему числу наград Россия заняла на ванкуверской Олимпиаде шестое место. Если бы эти девять четвертых мест вдруг стали третьими, если бы не перевернулась четверка Зубкова, если бы в каждой гонке на один раз меньше промахнулся кто-то из биатлонистов... Я, конечно, прекрасно знаю, что сослагательного наклонения в спорте не существует. И говорю это не чтобы оправдаться, а чтобы вселить надежду в сердца наших болельщиков и самих спортсменов. Я хочу показать, что Россия, несмотря на все неудачи, несмотря на все проблемы, которые мы только пытаемся решить - остается конкурентоспособной спортивной державой. К домашней Олимпиаде-2014 в Сочи мы должны выйти в мировые лидеры - как это сделала Канада в Ванкувере-2010, завоевав рекордные в истории 14 золотых медалей. Вот что значит системный подход!

У вас нет ощущения, что мы к Сочи-2014 уже опоздали?

Я оптимист. Еще и потому, что знаю: работа ведется, программы готовятся, система выстраивается. А незадолго до начала Олимпийских игр в Ванкувере у министра Мутко появился еще один заместитель, который будет курировать только зимние виды спорта и подготовку к Сочи-2014 - это молодой, прогрессивно мыслящий и уже набравший хорошего опыта в Москве Юрий Нагорных. Просто сложно что-то кардинально изменить за полтора года, когда предыдущие шесть лет не только ничего не делалось - по факту, продолжало разваливаться. Уже сейчас все наши команды обеспечиваются всем лучшим, что просят, всем лучшим, что можно найти и приобрести; уже сейчас у нас функционируют экспериментальные команды, созданные с прицелом на Сочи-2014; уже на этой Олимпиаде тон задавали молодые спортсмены, расцвет которых придет позже. Олимпийским чемпионам лыжнику Никите Крюкову и биатлонисту Евгению Устюгову - по 24 года, лидеру женской биатлонной команды Светлане Слепцовой, которая выиграла золото в эстафете - 23. У нашего зимнего спорта большой потенциал! Конечно, его нужно поддерживать и развивать - но всем вместе. Министерство спорта и министр Мутко при поддержке правительства и президента делают много, но что-то изменить системно мы сможем только вместе. Важно, чтобы все поняли: за спорт высших достижений несет ответственность не только министерство спорта, Олимпийские игры - зона ответственности не только Олимпийского комитета России. Нужно работать всем вместе, в содружестве и понимании - министерству, ОКР, федерациям, регионам, клубам... И особенно важна, даже первостепенна роль регионов. Если в Ханты-Мансийском автономном округе зимний спорт развивают активно и разнонаправленно - получили и олимпийскую чемпионку в биатлоне Светлану Слепцову, и призера Игр в сноуборде Екатерину Илюхину, и лидера лыжегоночной команды Александра Легкова, который проболел два месяца, но отметился четвертым местом.

Кстати, расскажите подробнее о зоне ответственности Олимпийского комитета России. В неудачном выступлении в Ванкувере многие винят именно ОКР.

Я не собираюсь перекладывать ответственность на кого-либо. Лишь объективности ради скажу, что ОКР, согласно и российскому законодательству, и международным нормам, занимается только обеспечением участия сборной России в Олимпиадах. Это аккредитация, транспортировка, проживание спортсменов и официальных лиц. И в этой части ни у одной федерации, ни у одной сборной не было к нам нареканий. А когда нашим хоккеистам сильно не понравилось питание в Олимпийской деревне, мы очень оперативно решили эту проблему, и ужинали ребята в "Русском доме". Мы сделали свою работу хорошо. Но, повторю, я ни в коем случае не пытаюсь свалить все на других - министерство, федерации, другие организации. Мы все - одна команда, в Ванкувере выступала сборная России, и мы все вместе несем ответственность за показанный результат. Признаюсь, меня как президента ОКР, не устраивает ситуация, когда опыт наших сотрудников или вообще игнорируется или не используется в достаточной мере. В этом никто не виноват, так сейчас сложилось. А мы хотим и готовы участвовать в подготовке олимпийской команды более активно - не только организационно. Вообще, считаю, именно ОКР должен стать интеллектуальным центром российского спорта. В ближайшее время мы должны получить государственное финансирование - субсидии на реализацию различных программ. И в первую очередь, конечно, мы займемся разработкой и внедрением научных и методических программ.

Научно-методическое обеспечение вы считаете главной проблемой отечественного спорта?

Одной из главнейших, которая мешает нашим спортсменам реализовывать свой потенциал. Особенно в части медицины. Восстановление спортсмена, его подводка к соревнованиям - это наша беда. При наличии глобальных системных проблем, о которых я уже говорил, малейшая ошибка в методике, в научном или материально-техническом обеспечении может обернуться серьезной неудачей. Нескольких очень талантливых спортсменов в команду отбираем, но мощной конкуренции за место в составе даже олимпийской команды, которая была во времена СССР, когда даже запасные претендовали на медали, сейчас, к сожалению, нет. Вспомните эти Игры... Наша биатлонная команда блестяще завершила выступление в Ванкувере, завоевав в четырех последних гонках - два золота, серебро и бронзу. Но при этом в шести первых осталась вообще без наград. Оставим за скобками природные катаклизмы - условия были одинаковыми для всех, но наши спорстмены жаловались то на тяжелый ход, то на неровную и нервную стрельбу. Тренеры промахнулись с акклиматизацией. А при этом наш легендарный Виктор Маматов, сам двукратный олимпийский чемпион, бывший главный тренер сборной СССР по биатлону, руководитель спортивной делегации на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити, в первые дни просто прожужжал мне все уши: неправильно подводятся, зря дали такую нагрузку в горах, побегут через 21 день, когда пройдут все последствия акклиматизации. И что получилось? Биатлонисты прилетели в Канаду 1 февраля, а Женя Устюгов выиграл масс-старт 21 февраля... Замечу, Маматов в Союзе биатлонистов России возглавляет Экспертный совет. Однако тренеры сборной его не только ни разу не пригласили на свои совещания. Когда сам просился - под любыми предлогами отказывали. Или возьмем лыжников. Все неудачи в длинных гонках спортсмены и тренеры объясняли проблемами со смазкой, отсутствием наработок, особых химических составов на мокрый снег и теплую погоду. Но кто должен искать или разрабатывать такие мази, смазки, парафины? Кто лучше тренеров, спортсменов, сервисменов знает всякие нюансы? Да, спортивной промышленности у нас в стране практически нет. Химическая промышленность на спорт также не "заточена" - даже в каких-то экспериментальных вариантах. Но ведь ни в ОКР, ни в министерство никто даже не обращался, не ставил проблему. Вопросы можно задать не только лыжникам и биатлонистам, но и тренерам и руководителям почти всех команд. Я сейчас говорю это все не для того, чтобы отчитать. Просто мы убедились, что им, как их бы семи пядей во лбу они не были, тоже нужна помощь, поддержка. Поэтому теперь планируем регулярно проводить круглые столы и семинары, издавать методички и пособия. Считаю, нам в ОКР просто необходимо сформировать постоянно действующий Совет профессионалов, в рамках которого смогут общаться, обмениваться мнениями, опытом тренеры, врачи, специалисты и из зимних, и из летних видов спорта.

Вы так уверенно говорите о будущем, делитесь планами, а на родине все громче звучат голоса об отставке - и вашей, и Виталия Мутко.

До меня, конечно, долетали отголоски, но подробностями - кто и что сказал - я не интересовался. Считал более важным находиться в команде, со спортсменами и тренерами. Днем метался между спортивными объектами, где выступали ребята и девушки, ночи проводил в олимпийских деревнях - в Ванкувере или Уистлере. С Виталием Мутко и президентом Ассоциации зимних олимпийских видов спорта Владимиром Кожиным мы встретились со всеми командами, с некоторыми даже не по одному разу. Кстати, обязательно спрашивали: что вам нужно для качественной подготовки и успешного выступления в Сочи-2014. И если кто-то в России считает, что это Тягачев с Мутко сломали структуру детско-юношеского спорта, развалили спортивные базы, сбили биатлонистам акклиматизацию и не наши нужную смазку лыжникам - это его право. А у меня - другое мнение. Мы с министром и другими единомышленниками, наоборот, пытаемся "вырулить" ситуацию. Может быть, подвижки пока не очень заметны, за два года не все стало явным, но они есть. Некоторые представители экспериментальных команд, созданных под Сочи-2014, отобрались уже в Ванкувер-2010. Наверное, мы где-то ошибаемся в мелочах, но главное - движемся в правильном направлении. А по ходу движения периодически вскрываются какие-то новые нюансы. В таких боевых условиях, как на Олимпиаде, многое становится видно четче, понятно глубже. С министром мы обменивались мнениями в режиме он-лайн, и наше видение полностью совпадает. Поэтому по итогам Ванкувера мы сформируем общие предложения по дальнейшему реформированию системы российского спорта - точнее, ее созданию. На конец марта президент страны Дмитрий Медведев запланировал заседание Совета по развитию физкультуры и спорта, на нем мы с Виталием Мутко и представим наши соображения. Наверное, не всем нравится такая активность. Вот и лезут, ничего путного не сделав, на страницы и в эфиры - вносят смуту, будоражат команду, отвлекают ребят от подготовки к стартам. Пример надо брать с наших руководителей, духовных и светских. За время Олимпийских игр и Святейший Патриарх Кирилл, и президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин обращались к олимпийской команде не только с поздравлениями, но и со словами поддержки и ободрения.

Какие конкретно предложения вы планируете вынести на обсуждение президентского Совета?

Честно говоря, в настоящее время спортсмены сборных, особенно кандидаты в олимпийскую команду, обеспечены почти всем необходимым - учебно-тренировочными сборами, инвентарем и оборудованием, зарплатами, премиями и грантами. И если нынешнее обеспечение сохранится на протяжении всего четырехлетия, а не одного года, все будет в порядке. Конечно, нам нужно подтягивать системные моменты - современные тренировочные базы на территории России; медицину, особенно в части реабилитации и восстановления; научно-методическое обеспечение. Однако лично меня больше всего заботит положение тренера - в первую очередь, тренера, работающего с детьми. Если мы хотим добавиться побед в спорте - а мы этого хотим, и не только в Сочи-2014 - нам обязательно нужно возвысить фигуру тренера как специалиста и учителя, дать высокий социальный статус, обеспечить достойной зарплатой и качественными условиями для работы. Когда тренер снова станет для спортсмена настоящим авторитетом - победы обязательно придут!

Выбор читателей