Семь ответов на вопрос, как победить московские пробки

Мер по борьбе с пробками существует довольно много, и, если присмотреться повнимательнее, многие из них в российской столице успешно реализуются


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Беды у нас в России, как известно, две, но если с первой мало что можно сделать, то со второй иногда удается справляться достаточно успешно.

Мер по борьбе с пресловутыми городскими пробками существует довольно много, и, если присмотреться повнимательнее, многие из них в столице успешно реализуются.

Первый ответ – новое дорожное строительство. Несмотря на то что в Москве экономический кризис дал о себе знать и городскому бюджету пришлось урезать расходы, дорожное строительство в 2010 г. финансироваться по-прежнему будет – на это выделено 37 млрд рублей. Департамент дорожного строительства ищет также пути оптимизации расходов: где это возможно, будут упрощаться технологии, но без ущерба качеству, ужесточаться правила проектирования и обслуживания дорог. В 2009 г. система распределения городских дорожных заказов только на тендерах сэкономила 500 млн рублей. Все уже начатые дорожные стройки будут доведены до конца. В частности, продолжится перекладка коммуникаций и реконструкция площади Тверской заставы, заканчивается проектирование Пушкинской площади, строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, до конца года будет достроен мост через канал им. Москвы, и вместо двух сегодняшних полос автолюбители получать шесть. Не теряет своей актуальности строительство Четвертого транспортного кольца и Звенигородского шоссе, заканчивается реконструкция Крестовских путепроводов, выделены средства на сооружение магистрали между Звенигородкой и ММДЦ "Москва-Сити".

Второй ответ – развитие общественного транспорта, прежде всего, метро и монорельсовой дороги. Как бы ни был популярен личный транспорт среди населения, все же он пока проигрывает общественному; и вообще, на протяжении последних десятилетий крупнейшие мегаполисы мира сосредоточили свои усилия на популяризации общегородских видов транспорта. В Москве продолжается строительство метрополитена, и к трем новым станциям - "Мякинино", "Митино", "Волоколамская" – скоро прибавится еще одна неподалеку – "Пятницкая". Скоростной транспорт особенно важен для отдаленных районов, таких как Жулебино, Кожухово, Бутово, и это понимают городские власти. Причем в таких районах активно будут задействоваться железнодорожные пути для приспособления под внутригородские перевозки. Сейчас рассматривается перспектива строительства легкого метро до Зеленограда. Стоит отметить также, что это обходится городу существенно дешевле.

Как показали результаты хозяйственно-экономического актива, монорельс, который поначалу все ругали, становится все более популярным среди москвичей. На наземном транспорте пассажиропоток в прошлом году по сравнению с 2008 г. упал в среднем на 5,7% – 8% и составил 1 миллиард 630 миллионов пассажиров; более того, он продолжает падать и сейчас. Зато на монорельсовой магистрали – оживление и рост пассажиропотока. Если в 2008 г. им воспользовались всего 3,5 миллиона пассажиров, то в 2009 г. число перевезенных было уже более четырех миллионов человек, или на 18% больше. Такие результаты дали жизнь проекту монорельсовой кольцевой дороги.

Третий ответ – спецполосы для движения. Прежде всего, речь идет о выделении полос для общественного транспорта на трассах столицы. Эксперимент, проведенный московскими властями на Волоколамском шоссе, признан удачным, а главное – обоснованным и уместным. Автобус, полный пассажиров, едущих на работу, должен иметь приоритет перед личными автомобилями, исходя хотя бы просто из количественных сравнений. Тем более что люди в автобусе совершенно не виноваты, если два водителя вдруг не поделят дорогу. В этом году полосы с буквой "А" появятся на всех основных трассах столицы. Еще одним новшеством станут реверсивные полосы – те, по которым движение будет "включаться" по мере необходимости, по ситуации. Как правило, они действуют по закону "утром – в центр, вечером – в область" и позволяют расширить тот рукав дороги, который в этом больше нуждается.

Четвертый ответ – система "Старт". Недавно систему управления городским дорожным движением передали из ведения ГИБДД городу. До передачи распределение функций выглядело более чем странно: сама система принадлежала ГИБДД, а наладка, починка светофоров, организация полос движения и прочее лежало на плечах городских ведомств. После того как вся система оказалась в ведении Москвы, городской "Центр организации дорожного движения" (ЦОДД) планирует серьезно расширить зону применения системы для управления движением. Планируется установка новых "умных" светофоров, информационных табло, работающих в оперативном режиме, и многое другое.

Пятый ответ – перехватывающие парковки и транспортно-пересадочные узлы. Смысл этой меры в том, чтобы, приезжая к станции метро (как правило, одной из конечных на ветке) из дальних районов или области на машине, автолюбитель оставлял ее на стоянке и дальше ехал в центр города общественным транспортом – автобусом, метро. Для перехватывающих парковок уже подобрано 17 площадок; в прошлом году такая парковка у метро "Войковская" на 3,5 тыс. машин была сдана и успешно работает. Первый ТПУ откроется уже весной возле метро "Планерная". Принципиальным в использовании и популяризации парковок и пересадочных узлов власти видят их выгоду – невысокую, приемлемую цену, которую может заплатить автомобилист за то, чтобы не стоять в пробке.

Шестой ответ – грамотная организация дорожного движения, в частности, один из ее основных элементов – правильная парковка. Недавно Мосгордумой были разработаны поправки в Административный кодекс РФ, увеличивающие штраф за неправильную парковку (на газонах, детских площадках, тротуарах, стоянках для машин инвалидов и т. д.). Сейчас они находятся на рассмотрении в Госдуме. Столичные законодатели резонно рассудили, что давно пора положить конец беспределу (иногда по-другому это просто не назовешь). На московских водителей совершенно не действуют штрафные санкции в размере от 100 до 300 руб.: они заплатят эти деньги и будут продолжать гнуть свою линию. Между тем мировой опыт показывает, что именно непомерные штрафы – наиболее доходчивое объяснение для нарушителей. В поправках предложены суммы осязаемые, но при этом подъемные – 3 тыс. рублей. Альтернативой неправильной парковке станет программа массового строительства гаражей "Народный гараж". Рано или поздно придется прийти к логичному решению, что лучше один раз заплатить за гараж, чем каждый день – по 3 тыс. за неправильную парковку.

Седьмой и последний, но отнюдь не по своему значению, ответ на пробки – культура вождения. Первые шесть мер – это дело городских властей и ведомств, и они его делают, иначе Москва бы уже давно встала. Нам, автолюбителям, остается соблюдать только одно правило – уважать всех тех, кто не находится в нашем автомобиле.

Выбор читателей