Китай дождался спасительного дефицита

Профицит торгового баланса КНР в марте сменился дефицитом – очень кстати для Пекина. Китайские власти поспешили заявить, что это создает условия для сохранения стабильного курса юаня


ФОТО: AP



В марте в Китае впервые за последние шесть лет был отмечен дефицит торгового баланса. По данным Главного таможенного управления, он составил $7,24 млрд, почти в 20 раз превысив прогнозировавшиеся ранее экономистами $390 миллионов. Представители китайских властей поспешили заявить, что столь заметное снижение активного сальдо внешней торговли создает условия для сохранения стабильного курса юаня.

Согласно официальной статистике, в январе – марте внешнеторговый оборот КНР увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 44,1%; при этом экспорт вырос на 28,7%, а импорт – на 64,6%. Положительное сальдо торгового баланса в первом квартале текущего года составило $14,49 млрд, что на 80% ниже аналогичного показателя прошлого года. В марте экспорт увеличился на 24,3% – до $112,11 млрд, импорт – на 66% до $119,35 млрд, а внешнеторговый оборот составил $231,46 млрд (рост на 42,8%).

Представитель Министерства коммерции КНР Яо Цзянь основными причинами пассивного сальдо мартовского внешнеторгового баланса считает непрерывное увеличение внутреннего спроса, которое привело к быстрому росту объема импорта, а также значительное повышение цен на сырьевые материалы на международном рынке. Ввоз сырой нефти, железной руды, меди и горючего обеспечил рост общего объема импорта Китая на 15,3%, сообщает информационное агентство "Синьхуа". Кроме того, головокружительными темпами растет автомобильный рынок: в марте продажи легковых машин выросли на 63%, при этом объем импорта автомобилей составил $3,22 млрд, что на 240,8% превышает прошлогодний показатель.

Яо Цзянь прогнозирует, что по итогам 2010 г. в КНР будет зарегистрировано заметное снижение активного сальдо внешней торговли по сравнению с 2009 годом. "На основе стабилизации экспорта Китай примет активные меры для расширения импорта и тем самым содействия сбалансированному, согласованному и устойчивому развитию внешней торговли, – цитирует "Синьхуа" Яо Цзяня. – Мы надеемся на то, что соответствующие страны как можно скорее снимут ограничения на экспорт в Китай в целях содействия сбалансированному развитию двусторонней торговли".

Как это часто бывает с Китаем, официальная статистика подоспела как нельзя кстати для поддержания интересов Пекина на международном рынке. Ведь профицит торгового баланса КНР был одним из главных аргументов США, которые в последнее время активизировали усилия, направленные на то, чтобы добиться ревальвации юаня. Примечательно, что еще до опубликования данных Главного таможенного управления министр торговли страны Чэнь Дэмин предупреждал, что Китай в марте 2010 г. может столкнуться с дефицитом торгового баланса. И уже тогда он отметил, что регулирование стоимости национальной валюты не влияет на данный показатель. По словам министра, с 2005 до 2008 гг. юань вырос в цене более чем на 20% на фоне увеличения профицита во внешней торговле. В то же время в 2009 г. китайская валюта оставалась стабильной, тогда как профицит сократился на 34%.

Поддерживает министра торговли и Яо Цзянь. Он считает, что продолжительное снижение активного сальдо торгового баланса КНР в условиях сохранения стабильного курса юаня свидетельствует о том, что валютный курс не является решающим фактором, влияющим на торговый баланс.

Выбор читателей