В Африке крепнет новый центр силы

Ангола делит с Нигерией первое место в Африке южнее Сахары по добыче и экспорту черного золота. Наращивание этих показателей в период с 2002 по 2008 годы резко ускорило рост ангольской экономики


Фото с сайта bulizilinsi.com



Ангола, одна из наиболее влиятельных африканских держав, укрепляет свои позиции в качестве экспортера нефти и регионального лидера. Итальянский энергетический концерн ENI совместно с государственной ангольской нефтяной компанией Sonangol обнаружили два нефтяных месторождения у побережья этой страны.

Как сообщает пресс-служба ENI, месторождения обнаружены с помощью двух разведывательных скважин, пробуренных на глубине почти в полтора километра. По предварительным расчетам, из них может добываться 5 и 6,4 тыс. баррелей в сутки. Извлекаемые запасы углеводородов на найденных месторождениях еще оцениваются, однако итальянские нефтяники сообщают, что "находки подтверждают большой потенциал блока 15/06, который достался ENI в 2006 г. на международном аукционе".

Это будет очень кстати, ведь в декабре прошлого года министр нефти Анголы Ботельо де Васконселос сообщил, что нефтяных запасов его страны (13,1 млрд баррелей) хватит всего на 15 лет при сохранении нынешнего уровня добычи в 1,9 млн баррелей в день. С учетом новых месторождений этот срок может значительно увеличиться.

Ангола делит с Нигерией первое место в Африке южнее Сахары по добыче и экспорту черного золота. Наращивание этих показателей в период с 2002 по 2008 гг. резко ускорило рост ангольской экономики. В этот период ВВП страны увеличивался почти на 20% в год, что делало ее мировым лидером по темпам экономического роста. Побочным эффектом "стахановской" разработки недр стала "голландская болезнь", поразившая политическую и экономическую системы Анголы. Не удивительно, что с началом глобального кризиса темпы роста экономики упали. Впрочем, по словам ангольского министра финансов Жозе Педру де Морайша, признанного в 2008 г. британскими экспертами лучшим министром финансов в Африке, Ангола постепенно диверсифицирует свою экономику и развивает ненефтяной сектор. Так что бурный экономический рост – это отчасти и "плоды массированного вложения государственных средств в инфраструктуру и в создание новых, активных производителей".

Но пока фундаментом ангольской экономики остается нефть. Значительную ее часть закупают США, однако в последние годы американские нефтяные компании стал теснить Китай. Он превратился в главного внешнеэкономического партнера Анголы, осуществляет крупные инвестиционные проекты и постепенно прибирает к рукам нефтяные активы страны. В 2008 г. китайско-ангольский торговый оборот превысил $20 миллиардов. А чтобы стимулировать импорт китайских товаров, Пекин открыл Анголе кредитную линию на $5 миллиардов.

Надо отметить, что на международной арене Ангола заметна не только своими углеводородными запасами. У нее очень высокий авторитет во всей Центральной и Южной Африке. Восемь лет назад она сумела покончить с длительной гражданской войной и с тех пор принимала деятельное участие в разрешении ряда аналогичных конфликтов у стран-соседей. Деятельным это участие было благодаря довольно мощным Вооруженным силам Анголы, соперничать с которыми к югу от Сахары может только армия ЮАР. Особым уважением Ангола пользуется среди португалоязычных стран. Она поддерживает тесные контакты с Бразилией, а для таких небольших государств, как Гвинея-Бисау или Сан-Томе и Принсипи, давно стала донором и "старшим братом".

Но самое удивительное, что под влияние своей бывшей африканской колонии с недавних пор попала и Португалия. Только за последние несколько лет в Анголу в поисках лучшей жизни эмигрировали свыше 60 тысяч португальцев. Эта африканская страна стала крупнейшим за пределами ЕС торговым партнером Португалии, и португальские предприниматели во многом ориентируются на ангольский рынок. Закономерно, что состоявшийся год назад визит президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша в Лиссабон по пышности напоминал приезд главы метрополии в свою колонию.

Благодаря высокому авторитету Ангола способна объединять и направлять усилия своих соседей. С недавних пор она стала выступать в роли координатора нефтяной политики стран экваториальной Африки. В 2008 г. в Луанде состоялся первый совет министров иностранных дел Комиссии Гвинейского залива, созданной с целью объединить региональных производителей черного золота. Помимо Анголы в нее вошли Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Камерун, Республика Конго и Демократическая Республика Конго. Штаб-квартиру новой организации было решено разместить в ангольской столице.

Мировым признанием региональной значимости Анголы стало приглашение ее лидера в июле прошлого года на саммит G8 в Италии. Примерно в то же время состоялся и первый в истории визит в Луанду президента России. А в свете новых геологических изысканий ENI можно надеяться, что значимость Анголы и интерес к ней не уменьшатся через 15 лет.

Выбор читателей