Исландские вулканы готовят двойной удар

Специалисты предупреждают, что извержение в леднике Эйяфьятлайокудль может вызвать взрыв соседнего вулкана Катла. Если этот сценарий воплотится в жизнь, второе извержение будет в десять раз мощнее нынешнего


ФОТО: AP



Исландские вулканы готовят европейцам новый сюрприз. Как сообщает Associated Press, специалисты, наблюдающие за сейсмической активностью на острове, не исключают, что извержение в леднике Эйяфьятлайокудль может пробудить к жизни вулкан Катла. Вулканы расположены всего в 20 км друг от друга и соединены системой магматических каналов.

Если это произойдет, извержение Катлы будет примерно в десять раз мощнее того, что на прошлой неделе заставило почти всю Европу отказаться от использования воздушного транспорта. Значительно большим будет и количество выброшенного в атмосферу пепла: Катла погребен под ледником Мюрдальсекюдль толщиной в полкилометра, то есть примерно вдвое толще ледника Эйяфьятлайокудль (пепел образуется, когда лава вынуждена прорываться на поверхность через лед). Местные жители в случае извержения должны будут эвакуироваться в течение двух – трех часов, после этого их дома снесет огромным количеством талой воды.

Во вторник Катла подал признаки жизни, пока, впрочем, довольно слабые. Как заявил Палл Эйнарсон, профессор Института наук о Земле при Университете Исландии, Катла и соседний вулкан уже взаимодействовали в прошлом. В пользу того, что Катлу все-таки должно прорвать, говорят и результаты наблюдений: два вулкана извергаются вместе в среднем раз в 80 лет, и последний такой случай был зарегистрирован в 1918 году.

Между тем в небо Европы постепенно возвращается жизнь: все больше стран под давлением живущих в аэропортах пассажиров и терпящих огромные убытки авиакомпаний снимают запреты на полеты. Однако профессиональные пилоты против такого решения. С предупреждением об опасности поспешного разрешения полетов выступила European Cockpit Association (ECA), объединяющая профессиональные организации пилотов из 38 стран, сообщает The Guardian. Как заявил глава ECA Мартин Чок, у специалистов нет надежных доказательств безопасности полетов, когда в атмосфере присутствует, хотя бы и в малой концентрации, вулканический пепел. В этой связи ECA попросила транспортные власти Европы, по возможности, не торопиться с возобновлением полноценного авиасообщения.

Выбор читателей