Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Согласно данным последнего доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2009 г. глобальные военные расходы составили $1531 млрд, или 2,7% мирового ВВП. Это почти на 6% больше, чем годом ранее, и вполовину больше, чем в 2000 году. Свои расходы на вооружение увеличили две трети стран мира, по которым имеются сведения. Самыми высокими темпами военные ассигнования росли в Азии и Океании (на 8,9%): чемпионом по темпам роста стал Китай, а второе место заняла Индия.
В абсолютных показателях безусловным мировым лидером по объемам военных расходов остаются США, в прошлом году потратившие на военные нужды $661 млрд – на $50 млрд больше, чем годом ранее. На второе место эксперты SIPRI поставили Китай. КНР не раскрывает данные о своих затратах на оборону, однако эксперты SIPRI рассчитали, что в 2009 г. они составили около $100 миллиардов. В десятку лидеров вошли также Франция ($63,9 млрд), Великобритания ($58,3 млрд), Россия ($53,3 млрд), Япония ($51,8 млрд), Германия ($45,6 млрд), Саудовская Аравия ($41,3 млрд), Индия ($36,3 млрд) и Италия ($35,8 миллиарда).
Многие небольшие страны, лишенные амбиций стать региональными центрами влияния, из-за кризиса сократили военные расходы. По данным SIPRI, это прежде всего страны Центральной и Восточной Европы, не имеющие достаточных ресурсов и кредитоспособности для поддержания большого военного бюджета. На самые крупные сокращения военных ассигнований пошли Молдавия (25%) и Черногория (19%). За ними следуют Румыния (13%), Литва и Украина (по 11%), Эстония (9,1%), Хорватия (8,3%), Болгария (на 7,6%), Словакия (6,7%) и Сербия (5,8%).
Но в целом мир продолжает увеличивать расходы на военные цели, несмотря на кризис. Как отмечают авторы доклада, "данные свидетельствуют, что военные расходы нередко являются долгосрочным стратегическим выбором многих крупных и средних держав, и этого выбора они придерживаются даже в трудные экономические времена". При этом эксперты SIPRI назвали и несколько более конкретных причин. Во-первых, в 2009 г. возросли расходы на операции по поддержанию мира, число которых достигло 54. Самой дорогостоящей стала операция в Афганистане, уже превзошедшая по стоимости иракскую кампанию. Во-вторых, в прошлом году довольно сильно – на 16% – возросла общая численность личного состава Вооруженных сил в мире. И, наконец, свою роль сыграл быстрый рост цен на сырье и энергоносители. Топливо для танков подорожало...
Кроме того, руководитель проекта исследований военных расходов в SIPRI Сэм Перло-Фриман отметил, что в условиях кризиса многие государства посчитали неправильным сокращать рабочие места в оборонной промышленности, тем самым отказавшись от снижения расходов на вооружения. А некоторые страны даже увеличили оборонный заказ в целях борьбы с экономическим спадом.
Россия в этом смысле являет собой уникальный пример. По данным SIPRI, она оказалась в числе стран, сокративших военные ассигнования (в прошлогоднем докладе фигурировала сумма в $58,6 млрд, то есть сокращение составило порядка 9%). Но главное в другом: в конце прошлой недели Счетная палата РФ сообщила, что государственный оборонный заказ на 2009 г. по линии Минобороны был выполнен только наполовину. Ведомство утверждает, что "наиболее низкими показателями характеризовалось выполнение ГОЗ по фундаментальным, прогнозным и поисковым исследованиям в интересах обороны и безопасности страны". Помимо этого, Счетная палата выявила многочисленные факты неэффективной деятельности Минобороны по распоряжению продукцией, принятой и оплаченной в рамках гособоронзаказа. То есть мало того, что денег на оборону было направлено меньше, так еще и более половины этих средств не достигло цели.
Неоднозначно, с точки зрения обороноспособности РФ, оценивается экспертами и решение военного ведомства о закупках отдельных видов ВВТ и комплектующих за рубежом. С одной стороны, есть вещи, которые российский ОПК производить просто не умеет: например, беспилотные летательные аппараты, которые начали закупать в Израиле. С другой стороны, такие приобретения, как французский вертолетоносец "Мистраль" или легкая немецкая броня, не выглядят абсолютно необходимыми, поскольку в России имеются возможности производить аналоги – в чем-то хуже, в чем-то лучше, чем у европейских конкурентов. Импорт таких товаров можно рассматривать как попытку стимулирования российских производителей к повышению качества своей продукции. Вместе с тем результат может получиться прямо противоположный. Ведь, покупая французский вертолетоносец (даже с перспективой дальнейшего строительства аналогичных кораблей на российских верфях), ОПК "подсаживают" на зарубежные инженерные разработки и технологии, превращая кораблестроение в "отверточную сборку", как уже случилось с автопромом. А лишение оборонных предприятий госзаказа равносильно подписанию им смертного приговора.
Инфляционное давление на народ усиливается