Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
ФОТО: AP |
Не иначе как главе правительства пришлось из собственного кармана кормить предоставленное ему для этого путешествия изделие легендарного российского автопрома. Не понятно только, какие именно расчеты имел в виду премьер, разговаривая с рабочими. Правда, он отметил, что, согласно проведенным проверкам, трейдеры не допускают нарушений и продают топливо по рыночной стоимости. Возможно, теперь предстоит разобраться с загадками ценообразования внутри вертикально-интегрированных холдингов, являющихся одновременно и производителями, и продавцами топлива.
По данным экспертов, на долю таких структур приходится около 40% АЗС и почти монопольное положение на оптовом рынке нефтепродуктов. И они устанавливают высокие оптовые цены на свою продукцию, делая минимальную наценку в рознице. Это лишает мелких игроков возможности конкурировать с такими сетями по цене, что препятствует общему снижению стоимости бензина. Но до сих пор государство как-то не слишком интересовалось механизмами формирования тарифов у частных компаний. По крайней мере, реальный контроль со стороны уполномоченных на такое дело властных структур, в частности, Федеральной антимонопольной службы, пока отсутствует. И даже если вдруг сейчас это ведомство активизируется, оно вряд ли сумеет добиться сколько-нибудь заметных результатов в условиях высокоразвитой коррупции и сильного нефтяного лобби.
Между тем буквально за пару дней до сетований премьер-министра по поводу высоких цен на бензин министр финансов РФ Алексей Кудрин напомнил, как само правительство борется с данной проблемой. Он в очередной раз рассказал о предстоящем повышении в 2011 г. акцизов, за счет чего в России предполагается создать дорожный фонд, который много-много радости принесет отечественным автомобилистам. Вице-премьер пообещал, что благодаря данному начинанию в ближайшие десять лет основные дороги страны достигнут европейского качества, и водители смогут ездить по ним с ветерком, не опасаясь ям и колдобин.
Планируется, что в 2011 г. объем дорожного фонда составит 377 млрд руб., в 2012-м – 348 млрд и 408 млрд рублей – в 2013 году. С будущего года власти намерены подвести дороги с твердым покрытием ко всем поселкам с численностью жителей более 125 человек. При этом доходы бюджета от повышения акцизов на горюче-смазочные материалы в будущем году должны составить 82,9 млрд руб. и 174 млрд руб. – в 2012 году.
Очевидно, что отказываться от столь заманчивой идеи правительство вовсе не намерено. Но вот парадокс: повышение акцизов неизбежно приведет к удорожанию топлива, цены на которое, по словам премьера, и так уже завышены. И хотя сами представители Кабинета министров, в частности, министр экономики Эльвира Набиуллина, утверждали, что увеличение акцизов не вызовет резкого роста цен на бензин, вряд ли стоит ожидать, что его производители захотят оплатить возросшие государственные поборы из собственного кармана. Ранее Алексей Кудрин заявлял, что акцизы на бензин предполагается повысить на три рубля в течение трех лет. По оценкам экспертов, при увеличении акциза на 1,5 руб. и при сохранении потребления бензина на уровне 2009 г. в рознице он должен подорожать на 7%. Ну а кудринская схема роста акцизов приведет к тому, что в 2013 г. литр, например, самого популярного в Москве 95-го бензина будет стоить 27 руб., тогда как сейчас его цена колеблется в районе 24 рублей.
Ситуация грозит полностью выйти из-под контроля
Политик надеялся, что сможет перетянуть страну на свою сторону