Горожан подстерегают смертельные ловушки

Травмоопасность общественных мест в России просто чудовищная. Синяки и вывихи, полученные из-за неудобных лестниц или скользкого пола, считаются житейской мелочью, на которую можно не обращать внимания


Фрагмент постера к сериалу "Jackass"



На прошлой неделе я растянула связку на голеностопе и повредила ребро. Оба раза виновниками стали ступеньки: в первом случае – в здании одного из столичных вокзалов, во втором – в пафосном пабе. И дело вовсе не в моей неловкости: попробуйте в тонкой вязи уложенной на пол плитки углядеть то место, где пол образует ступеньку! Место это, как правило, не только не выделяется, но, похоже, всячески маскируется.

К примеру, в пабе здесь отсутствовала подсветка ступеней, а свет от имеющихся светильников не доставал до опасного места. Притом что ступенька начиналась прямо от стола: выходишь из-за него – и падаешь. Упала не только я. Та же участь постигла посетителей, сидевших за соседним столиком. На вокзале и того пуще: полуступенька образована на пути основного маршрута приехавших общественным транспортом в зажатом киосками закутке. Увидеть ее можно лишь при подходе с одной стороны. Я, увы, подошла с другой.

Похоже, прикрывая проходящие под полом коммуникации, владельцы общественных мест крайне редко задумываются об удобстве посетителей. Впрочем, материал покрытия нередко тоже травмоопасен. Видели маленькие такие напольные таблички с надписью "осторожно, скользкий пол"? Мало того, что сама надпись часто на английском – видно, у всех посетителей он второй родной, – так еще и непонятно, а как, собственно, можно уберечься от падения? Далеко не все владеют навыками конькобежца. Видно, таблички служат только одному – защите от претензий потребителей.

Мировая индустрия стройматериалов давно решила проблему травмобезопасности напольных покрытий. Помимо подсветок, есть специальные ступеньки с выделенным (причем не только цветом, но и фактурой, что важно для слепых) краем. В огромном ассортименте имеются напольные покрытия с антискользящей поверхностью. Есть и специальные антискользящие покрытия для уже существующих полов. Но, естественно, эти материалы несколько дороже.

И не потому, что их изготовление требует больших затрат – просто спрос на них со стороны западных общественных заведений, от офисов до магазинов, огромный. Еще бы: стоит посетителю не то что дорого ресторана или известного гипермаркета, но даже и местного отдела биржи труда упасть – адвокаты на суде буквально разденут виновника. Не то у нас: даже если суд и встанет на сторону потребителя (что не обязательно), виновник травмы отделается символической суммой. Да что говорить – я как-то споткнулась в здании местного мирового суда. Там у входа – точно такая же, замаскированная, полуступенька...

Я уже писала, что мизерные компенсации потребителям – одно из основных препятствий к прекращению многих бытовых безобразий. Но в случае с безопасностью присутственных мест включается более серьезный фактор, нежели неудобства.

Посмотрите: потребовался пожар в "Хромой лошади", чтобы власти всерьез взялись за пожаробезопасность подобных заведений. Впрочем, всерьез ли? В разгар проверок столичных клубов прошла информация, что чуть ли не 90% из них расположены в местах, где обеспечить полную пожаробезопасность невозможно. Доходило и до закрытия заведений. И что? Сейчас они работают как ни в чем не бывало. Что, подвалы превратились в первые этажи? Или в толще фундамента были пробиты эвакуационные выходы? Вряд ли. На ум скорее приходят иные, более привычные у нас способы "решать проблемы".

И уж совсем ничего не слышно о борьбе за пожаробезопасность, например, поликлиник или налоговых инспекций с их массой посетителей. Правда, начали проверять дома престарелых – но и тут потребовалось несколько страшных пожаров.

При таком отношении – удивительно ли, что о менее грозных опасностях контролирующие органы и вовсе не заботятся. Тем более что ни экспертизу на травмобезопасность зданий и помещений, ни последующие проверки проводить некому. В отличие от пожарной охраны, для них нет специального органа. Теоретически этим должен заниматься Роспотребнадзор. Но у него и без того хватает дел об отравлениях и эпидемиях – а ведь еще надо защитить российских граждан от неправильного грузинского и молдавского вина, вредоносных американских куриных окорочков, поражающего действия белорусских и прибалтийских молочных продуктов...

В результате, травмоопасность общественных мест в России, по мнению иностранных гостей, чудовищная. Без кардинальных мер со стороны государства поменяться это не может. Бизнес, как уже сказано, не боится наказания рублем или даже плохой репутации у потребителей – с конкуренцией у нас тоже проблемы. Конечно, на фоне обгоревших трупов синяки и вывихи – мелочь. Но, хотя статистику никто не ведет (что тоже весьма красноречиво), этой мелочи наверняка набирается немало для вполне реального влияния временной нетрудоспособности травмированных граждан на экономику. Может, пора уже менять положение дел? Тем более что никаких особых затрат это не несет.

Выбор читателей