Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Будущий мэр Москвы, хоть и юрист, но не "питерский" (окончил Всесоюзный юридический заочный институт). Что о нем известно совершенно достоверно, так это то, что он всегда был абсолютно лоялен Владимиру Путину. В 2000 г. Собянин вошел в состав инициативной группы по выдвижению Путина в президенты. В 2001-м предложил продлить срок президентских полномочий до семи лет. Он был одним из первых губернаторов, вступивших в "Единую Россию", и до сих пор входит в высший совет партии. Но одной только личной преданности недостаточно, для того чтобы руководить российской столицей (а некоторые уже заговорили и о том, что одна из задач Собянина на новом посту – объединение столицы с областью).
Так что же еще есть у Собянина?
Свою карьеру он начинал в 1980-х по комсомольской линии. К началу перестройки дорос до секретаря Когалымского горисполкома, а с приходом новой власти возглавил мэрию города. В 2000 г., будучи первым заместителем полпреда президента на Урале, выиграл губернаторские выборы в Тюмени. Официально Кремль тогда поддерживал действующего губернатора Леонида Рокецкого. Но буквально перед самыми выборами доверенными лицами будущего губернатора стали ключевые представители экономической элиты региона: главы "Сургутнефтегаза" и "Сургутгазпрома" Владимир Богданов и Юрий Важенин, а также депутат Госдумы Александр Рязанов (экс-директор "Стройтрансгаза", считающийся протеже близкого к премьеру бизнесмена Геннадия Тимченко).
С приходом Собянина Тюменская область, имевшая до тех пор статус бедного родственника богатых нефтяных провинций, буквально расцвела. К 2005 г. ее бюджет вырос в три с лишним раза: с 14,5 млрд руб. до 40 миллиардов. Для того чтобы добиться такого результата, организаторских талантов было определенно недостаточно. Требовался талант политика.
Основная нефтедобыча – главный источник богатства этих мест – ведется на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Они формально входили в состав региона, но фактически самостоятельно распоряжались налоговыми поступлениями. Будучи губернатором, Собянин вошел в рабочую группу Госсовета, которая занималась перераспределением полномочий. Считается, что именно благодаря его усилиям в знаменитом законе 131 ФЗ было прописано, что в "матрешечных" регионах (то есть тех, которые включают в свой состав автономные округа) большая часть полномочий отходила в ведение области. Разумеется, вместе с деньгами.
По отзывам бывших подчиненных Собянина, регион обязан ему многими эффективными нововведениями в области управления. Он начал применять программно-целевой метод планирования экономики и бюджетирования, ориентированное на результат (сейчас активно внедряется на федеральном уровне). При нем же введено фактическое назначение мэра областного центра.
Именно Собянин является автором уже федерального проекта ликвидации института выборности мэров столичных городов. Он же курировал работу над системой критериев оценки региональной власти (рабочую группу госсовета, готовившую перечень этих критериев, возглавил его преемник на посту губернатора Тюмени Владимир Якушев).
На должность главы президентской администрации в 2005 г. Собянин был назначен в режиме спецоперации: накануне Владимир Путин встретился с кандидатом в Сочи. На следующий день тюменский губернатор на одном самолете с президентом прилетел в Москву, и на совещании с ключевыми членами Кабинета министров Путин объявил о своем решении. Коллеги Собянина отмечают его высочайшую работоспособность и организованность: "Ему и четырех часов на диване достаточно поспать"; "Когда что-то с ним обсуждаешь, он сразу начинает чертить схемы". При этом дискуссию Собянин допускает только на стадии принятия решения, а после добивается его реализации любой ценой, тщательно контролируя исполнение. "Его трудно свернуть, он очень упертый", – цитирует одного из подчиненных Собянина "Независимая газета" По мнению опрошенных изданием чиновников, Путин выбрал Собянина, прежде всего, потому, что тот был независим от всех ключевых игроков в администрации президента.
В 2007 г., когда Путин официально объявил Медведева своим преемником на президентском посту, Собянин стал руководителем предвыборного штаба последнего. А проведя выборы (на которых Медведев набрал 70,28% голосов), вернулся к Путину – руководить аппаратом правительства.
"У Собянина есть необходимые личные и профессиональные качества, которые позволят ему решать проблемы, волнующие сегодня москвичей", цитирует сайт "Единой России" секретаря генсовета партии Вячеслава Володина. Похоже, это не просто вежливые слова. Володин обычно знает, о чем говорит.
Характерная особенность Собянина как управленца – отсутствие собственной команды. Из Тюмени новый глава администрации президент привел с собой только Анастасию Ракову, ранее руководившую аппаратом губернатора. Даже помощник ему достался от предшественника, Дмитрия Медведева. В федеральных структурах людей, которые могут считаться соратниками Собянина, можно пересчитать по пальцам. Это глава Минрегионразвития Виктор Басаргин (работал у Собянина в аппарате полпреда президента в УФО) и его заместитель Роман Панов; возможно, начальник одного из управлений Генпрокуратуры Андрей Некрасов, также выходец из Тюменской области. Так что разгона "лужковсой команды" ожидать не стоит – скорее, это будет "оптимизация" системы управления городом. Те, кто захочет работать и сможет соответствовать предъявляемым требованиям, скорее всего, останутся.
Напомним, врио мэра Москвы Владимир Ресин после встречи с премьером сообщил коллегам, что остается в столичном правительстве как минимум до 2012 года. После этого он предпринял несколько резких телодвижений: отменил строительство музейного депозитария у стен Кремля, предложил перенести памятник Петру I работы Церетели, уволил префекта САО Москвы Олега Митволя и вступил в "Единую Россию".
Очевидное доказательство нового курса столичных властей – продекларированная Ресиным готовность пересмотреть планы по реализации самых одиозных проектов эпохи Юрия Лужкова: подземную стройку на Пушкинской площади, застройку Остоженки и Пречистенки, реконструкцию "Детского мира" и возведение бизнес-центра на Хитровской площади.
Жест почти символический: многие архитектурные памятники Москвы пали жертвой активности столичных строителей, и в первую очередь фирмы "Интеко", принадлежащей супруге экс-мэра Елене Батуриной. Часть ее бизнеса уже переведена за границу (в Вене Батурина основала частный фонд Beneco для управления зарубежными активами холдинга). Будущее же российских проектов "Интеко" под вопросом. В минувшую пятницу исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы Валерий Виноградов сообщил, что в городском правительстве рассматривают вопрос о приобретении для Мосгордумы здания в Рахмановском переулке. Ранее планировалось разместить городской парламент в "Москва-сити", застройка которого проходит при активном участии "Интеко".
Эксперты оценивают девелоперский портфель компании как один из самых крупных в стране. Очевидно, в ближайшее время начнется передел сфер влияния на этом рынке, и происходить он будет довольно бурно – просто потому, что сейчас самый сезон. Осень – традиционное время проведения тендеров на выполнение городского заказа. Возможно, уже к январю определятся новые ведущие игроки на этом поле.
Велика вероятность того, что передел будет сопровождаться уголовными делами против чиновников. Традиционно такие аргументы самые веские при дележке административно-хозяйственного ресурса. Подозреваемый в получении взятки руководитель Москонтроля Александр Рябинин (подразделение контролировало инвестиционную деятельность правительства) уволился, не дожидаясь назначения нового мэра. А буквально на прошлой неделе СКП по Москве сообщил о возбуждении уголовного дела против чиновников префектуры Северо-Восточного административного округа. Их подозревают в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. И это, похоже, не финал.
Ситуация может еще больше обостриться