Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
У мировой гонки вооружений теперь другие лидеры. Недавно настоящий фурор произвели обнародованные планы стран Персидского залива начать беспрецедентное перевооружение, сделав оборонные заказы на сумму в $123 млрд (хотя эти страны и прежде не скупились на оборонные расходы). По данным The Financial Times, Саудовская Аравия намерена закупить вооружения на $67,8 млрд, ОАЭ – на $35,6 млрд, Оман – на $12,3 млрд, Кувейт – на $7,1 милиарда.
До этого в лидеры вырывалась Латинская Америка. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за предшествующие несколько лет объемы поставок оружия в Южную Америку выросли на 150%.
Однако в долгосрочном плане лидером гонки является Китай, оборонные расходы которого из года в год увеличиваются на двузначные показатели. Сейчас они составляют, по разным оценкам, от $80 млрд до $120 млрд в год. Пекин также является крупнейшим импортером оружия. В настоящее время особенное беспокойство западных военных аналитиков вызывает ядерное перевооружение КНР. Согласно наиболее смелым прогнозам, к 2020 г. у Китая будет больше 500 развернутых боеголовок на ракетах шахтного, морского и мобильного базирования. Кроме того, Китай активно строит военный флот, включая атомные подлодки.
А вот у НАТО противоположная проблема: как удержать своих членов от тяги к тотальному разоружению. Дело тут, конечно, не в пацифизме, а в финансовых проблемах: западные страны наперегонки сокращают бюджетные расходы, в том числе и на оборону. Чтобы переломить эту тенденцию, еще в 2002 г. на саммите НАТО в Праге было принято решение о том, что расходы на оборону каждого члена Альянса должны составлять не менее 2% ВВП. Однако в прошлом году только пять стран соответствовали этому критерию: США, Великобритания, Франция, Греция и Албания (причем Франция и Албания едва вписались в заданные рамки).
Есть вероятность, что в будущем году "пражскому критерию" будут соответствовать только США. До сих пор у них не было с этим проблем: общие американские расходы на оборону составляют почти 5% ВВП, а за вычетом издержек на войну в Ираке и Афганистане – 3,6% ВВП. Однако и тут наметилась тенденция к сокращению. Недавно Сенат урезал оборонный бюджет 2011 г. на $8 млрд; под сокращение попали две крупные программы ВВС и ВМФ США, а также десятки более мелких проектов. В итоге оборонный бюджет составит $670 млрд, из них $158 млрд будет потрачено на непосредственное обеспечение боевых операций. В дальнейшем же планируется радикальное сокращение военных ассигнований – на $100 миллиардов. Из крупных стран НАТО, пожалуй, только Германия запланировала на 2011 г. небольшое – всего на 1,4% – увеличение оборонных расходов. Они составят €31,5 млрд ($41 миллиард).
На постсоветском пространстве тенденции разные. Например, Азербайджан увеличивает расходы на оборону: в 2011 г. они вырастут на 10% и составят в пересчете $1,7 млрд (около 4% ВВП). Что не удивительно, учитывая очередное нагнетание обстановки на границах с Арменией. А вот Грузия, похоже, отвоевалась: ее оборонный бюджет продолжает сокращаться. Так, если с 2005 по 2008 гг. он подскочил с $80 млн до заоблачных $1 млрд, то после южноосетинской авантюры стал резко падать и за два года снизился уже более чем наполовину – до $412 млн в текущем году. На 2011 г. запланировано дальнейшее сокращение на $50 миллионов. Впрочем, для страны с общим объемом бюджета в $4 млрд это все равно многовато.
Россия фактически не увеличивает расходов на оборону относительно масштабов своей экономики: их рост будет синхронным. В последние два года и согласно плановому бюджетному периоду до 2014 г. оборонные затраты составляют и будут составлять около 3% ВВП. Недавно было принято решение увеличить объем финансирования госпрограммы вооружений на период до 2020 г. в полтора раза по сравнению с ранее запланированной суммой – почти до 20 трлн рублей. Однако эти траты едва ли можно отнести к настоящей гонке вооружений. Учитывая плачевное состояние и износ вооружений и военной техники, это гонка, чтобы остаться на месте. Она не преследует цель обогнать потенциальных противников (которые, кстати, четко не определены). Причем, похоже, что основную выгоду от намеченного масштабного обновления российских ВВТ получат не предприятия отечественного военно-промышленного комплекса, а зарубежные производители.
Российская оборонка постепенно приходит в упадок. Износ основных фондов достигает 75%; темпы технического переоснащения чрезвычайно низки – они составляют менее 1% в год при минимально необходимой потребности в 8% – 10%. "По многим военным технологиям Россия еще находится на уровне 1970 – 1980-х годов. Состояние предприятий ОПК и их существенная технологическая зависимость от зарубежных поставщиков остаются критическими", – констатирует руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок на страницах "Независимого военного обозрения". Не удивительно, что, по данным Военно-промышленной комиссии РФ, только 36% стратегических предприятий ВПК финансово здоровы, а 25% находятся на грани банкротства.
Как следствие, по сравнению с 1992 г. производство военных самолетов сократилось в 17 раз, военных вертолетов – в пять раз, боеприпасов – более чем в 100 раз. Снизилось и качество: затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ВВТ доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление (в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%). Все это негативно сказывается и на зарубежных поставках. Если десять лет назад Россия получала от военного экспорта в три раза больше, чем сама тратила на оборону, то сегодня ее военный бюджет почти наполовину превышает объемы экспорта ВВТ. Деградирующая оборонка все чаще оказывается не в состоянии обеспечить запросы зарубежных клиентов, а также потребности обновления российских Вооруженных сил. Доля России на мировом рынке вооружений будет сокращаться, а контракты Минобороны статут все чаще доставаться зарубежным поставщикам. Что, естественно, не отвечает долгосрочным интересам обеспечения национальной безопасности.
Инфляционное давление на народ усиливается