Россия не имеет права останавливаться

Научные и людские ресурсы для новой экономики у России есть. И, если она хочет занять свое место в рядах мировых экономических лидеров, ей нужно научиться грамотно распоряжаться этими ресурсами


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Так случилось, что меньше чем за месяц я побывал в Китае и США – двух странах, которые сейчас определяют экономический облик нашей планеты. Обе поездки были сугубо деловыми, в центре и той и другой – вопросы партнерства в сфере инноваций. Тем более было интересно сравнить практический подход к инновационной экономике у двух мировых экономических лидеров.

Китай

В Китае мы провели шестое заседание Российско-китайского делового совета (РКДС), уровень был очень высокий – более 200 участников, представители высшего руководства обеих стран.

Вообще, машина Китая развивается, и, когда находишься там, становится понятно, что эта страна очень скоро будет доминировать в мире. И что для того, чтобы вести реальные проекты с китайскими предпринимателями, а их у нас (тех, что курирует РКДС) ни много ни мало – 24, надо играть по их правилам.

Мы долго размышляли о том, кто же вырабатывает стратегию развития Китая, из какого центра идут команды, и поняли, что не из какого. Китай – это огромный муравейник. Кто в муравейнике управляет или думает за муравьев? Да никто. Всем управляет коллективный разум, основанный на исторической целесообразности, объективных законах развития общественных процессов и историческом опыте. Главная задача руководства Китая – не мешать историческим процессам, всячески способствовать им – и Китай будет великим.

Один наш специалист по идеологии был в библиотеке КПК (Компартии Китая) и поинтересовался: "А где наследие Дэн Сяопина – родоначальника китайских реформ? Почему его на полках не видно?" "Сейчас", – сказал работник и через минуту принес одну страничку. "Вот, – сказал он, – вот его наследие. На этой странице 12 заповедей, которые нам оставил Дэн, восемь мы уже выполнили".

Отдельного внимания заслуживает Гонконг. Оказывается, китайцы могут думать и жить по-европейски. На примере именно Гонконга, инновационная система которого создавалась на базе именно научного технопарка, это очень хорошо видно. Они не только дополняют Китай, на сегодняшний день они эффективнее Китая. При том что у них семь миллионов населения, ВВП Гонконга – почти 70% от нашего.

Америка

После Китая Штаты кажутся совсем другим миром. Отличия, прежде всего, в подходах. Если в Китае много внимания уделялось общим вопросам, то американцы буквально сразу переходили к обсуждению воплощения в жизнь конкретных проектов, брали быка за рога.

Именно поэтому формат работы face-to-face с американцами крайне важен. Личные встречи на уровне высшего руководства американских и российских компаний, официальных лиц, положительно влияют на развитие партнерства, в том числе в сфере инноваций. И в этом смысле очень важно, что заседание Американо-Российского делового совета (АРДС), где вопросы такого сотрудничество обсуждались, прошло на очень высоком уровне, были сделаны многие заявки, обозначены взаимные интересы. Здесь можно вспомнить, например слова Шварценеггера о том, что "США могут не только продавать собственные продукты, но и помогать другим странам выпускать их самостоятельно". То есть прямо обозначен интерес американской стороны к интеллектуальным и финансовым инвестициям в наши разработки, в российский потенциал. А мы, со своей стороны, крайне заинтересованы в таких инвестициях.

Еще одна важная составляющая поездки для нас – "Деловая Россия" привезла в Сан-Франциско победителей турнира инновационных проектов "МодерниЗАция". Это был своеобразный приз для них. Мы привезли в Америку девять проектов из нашей "золотой сотни". И Андрей Никитин, автор одного из них – технологии, позволяющей создавать 3D-картинки из мелкодисперсной воды прямо в воздухе, наподобие голограммы, – получил возможность пройти трехмесячную стажировку на базе бизнес-инкубатора Plug&Play Tech – крупнейшей в США компании, специализирующейся на поддержке старапов. Разработку Никитина американцы признали перспективной с точки зрения возможностей применения, в первую очередь, на рекламном рынке.

Главное, чего мы хотели – чтобы ребята могли познакомиться с настоящими инноваторами из Кремниевой долины, окунуться в атмосферу американского инновационного центра, познакомиться с сотрудниками компаний, работающих в этой сфере, набраться опыта. Наши инноваторы побывали в таких компаниях, как Intel, Microsoft, Google. Такой формат – очень важный элемент обучения: учиться представлять свои проекты, отвечать на сложные вопросы, смотреть, как это происходит в крупных компаниях.

Россия

Резюмируя итоги этих двух поездок, можно сказать, что сложно найти более непохожие страны, чем Китай и США. Кроме гигантского количества самой современной архитектуры и ведущих ролей (но и роли уже разные) в мировой экономике, это небо и земля. Но есть и еще один общий момент: обе страны сейчас находятся в непрерывном экономическом движении. И, если Россия хочет занять свое место в рядах мировых экономических лидеров, то, начав движение по пути модернизации – а оно уже началось, – мы не имеем права останавливаться.

В том, что научные и людские ресурсы для новой экономики у нас есть, я убедился в ходе общения с молодыми инноваторами. И считаю так не только я. Недаром американские "бизнес-ангелы" буквально терзали наших проектантов сложными и придирчивыми вопросами. Интерес был неподдельным. Уверен, что те договоренности об американских инвестициях в инновационные отрасли российской экономики, которые были заключены в ходе заседания АРДС, а речь, напомню, идет о миллиардах долларов, – только первые ласточки.

Выбор читателей