Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Выделение полос для общественного транспорта – общемировая практика, и применяется она там, где это позволяет ширина городских улиц. В Москве давно планировалось пойти по этому пути, но до сих пор появился лишь один прецедент – выделенная полоса на Волоколамском шоссе. А так повсюду автобусы и троллейбусы толкутся в пробках вперемешку с легковушками и грузовиками. Что, конечно, не добавляет привлекательности общественному транспорту.
А ведь именно на него возлагаются большие надежды в борьбе с пробками, развернутой новым столичным градоначальником. Число зарегистрированных в Москве автомобилей приближается к 4 млн, и ежегодно к ним прибавляется еще по 300 тысяч. К тому же в столице постоянно крутится 1,5 млн "приезжих" авто. Если выстроить все эти автомобили в колонну с минимальными интервалами, то получится пробка длиной почти в 30 тыс. км – далеко не всякий водитель столько проедет за год! А если по три машины в ряд, то будет аккурат от Санкт-Петербурга до Владивостока... Москва на такое количество автомобилей просто не рассчитана. По оценкам МАДИ, дефицит дорог в городе составляет 350 километров. Уменьшить его путем строительства новых автодорог мало где возможно, учитывая плотность исторической и точечной застройки. Поэтому остается другой путь – сократить число автомобилей, одновременно стремящихся проехать по наиболее загруженным магистралям. Как показывают опросы общественного мнения, достаточное число автолюбителей согласились бы пересесть в комфортабельный автобус, если бы он мог доставить их к месту работы быстрее, чем их личный автомобиль. Поэтому, по оценкам экспертов московского правительства, одно только выделение спецполос для общественного транспорта сократило бы пробки в городе на 15% – именно на столько возросла пропускная способность Волоколамки, обзаведшейся "выделенкой".
Мера эта весьма недорогая: каждая полоса, выделенная общественному транспорту, обойдется городскому бюджету примерно в миллион рублей. Как сказал в беседе с корреспондентом "Российской газеты" и.о. главы департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи, эти затраты сэкономят не менее 10 млрд руб. из тех 40 млрд, которые Москва и москвичи ежегодно недосчитываются из-за пробок. Гораздо больше средств планируется выделить на обновление парка общественного транспорта: волевым решением Собянина эта статья расходов в бюджете города была увеличена с одного до трех миллиардов рублей. Так что за комфортабельными автобусами дело не станет.
Тем не менее, успех мероприятия отнюдь не гарантирован. Начнем с того, что "нарисовать" дополнительную полосу для общественного транспорта в условиях существующей застройки и проложенных дорог будет нелегко, а местами – просто невозможно. Отнимать ее у общего потока бессмысленно, поскольку это только уменьшит пропускную способность дороги. Министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил интересный вариант – заузить имеющиеся полосы: с нормативных 3,75 м до 3,3-3,5 метров. Эксперты говорят, что можно уложиться и в 3 метра – меньше будет желающих превышать скорость (когда это возможно) на столь узкой полосе. Однако арифметика неумолима: для того, чтобы "наскрести" ширины дороги на дополнительную полосу нужно иметь как минимум четыре-пять (а лучше – шесть-семь) исходных полос в каждую сторону. А они есть далеко не на всех проблемных участках городских дорог. Ну, допустим, полосы заузят, а недостающие дециметры отрежут от разделительной полосы, тротуаров и газонов. Тогда неизбежно возрастет аварийность: на узких полосах любой занос или неудачное движение рулем чреваты столкновением, а значит, заторы из-за аварий станут более частым явлением. Кроме того, на большинстве московских дорог есть места, где расширение в принципе невозможно – например, под мостами, при близком расположении домов. Как показывает практика, такие "бутылочные горлышки" всегда забиваются пробкой. Расширьте дорогу – и их станет еще больше.
Ладно, пусть общему потоку станет хуже, лишь бы автобусы двигались без препятствий – такова логика сторонников выделенных полос. Но, увы, и с общественным транспортом проблемы останутся. Ведь выделенная полоса не может работать совершенно изолированно от остального движения. Например, ее будут пересекать машины, выезжающие из переулков и дворов: уткнувшись в плотный поток общих полос, они будут застревать на "выделенке". Сама выделенная полоса будет время от времени утыкаться в пробки на перекрестках: зная культуру вождения российских автомобилистов, можно с уверенностью сказать, что они не будут оставлять "окошки" в пробке для автобусов, следующих поперечным курсом. Наконец, кое-где и автобусам приходится перестраиваться в другой ряд – например, чтобы выполнить левый поворот. Тут с выделенной полосой возникнет полная чехарда, и затор неминуем.
Вот лишь пара примеров из списка улиц, включенных в кандидаты на "выделенку". Улица Шереметьевская: там самое "пробочное" – то место, где улица упирается в Третье транспортное кольцо. И именно там весь общественный транспорт вынужден перестраиваться в левый ряд, поскольку он должен пересечь кольцо, а все прочие автомобили сворачивают вправо. Выделенная линия никак не поможет. Улица Бутырская – довольно узкая, расширяться некуда, но троллейбусы там все-таки едут. Зато путь до Бутырской – по улице Руставели в центр или по Долгоруковской из центра – они преодолевают с черепашьей скоростью. Так что "выделенка" на Бутырской не улучшит ситуации на маршруте в целом и к тому же упрется в заторы: с одной стороны – в путепровод Рижской железной дороги, с другой – в сужение в районе улицы Лесной.
Выходит, что на самых проблемных участках московских дорог выделенная полоса не спасет от пробок ни пассажиров, ни автомобилистов. Автомобилям станет чуть теснее, а автобусы ускорятся лишь на коротких отрезках пути. Выехать из спального района на магистраль или передвигаться в центре на наземном общественном транспорте легче не станет. А гражданам, которые все-таки решатся поддержать инициативу московского руководства и пересесть на общественный транспорт, предложим следующий вариант передвижения по городу. Вы садитесь в автобус в том месте, где начинается ничем не нарушаемая "выделенка", и быстрее автомобиля доезжаете до места, где она утыкается в пробку. Там выходите, преодолеваете затор пешком и впрыгиваете в другой автобус, который уже преодолел эту пробку. И так до следующего затора... Не очень удобно, зато разнообразно. При этом вы ни минуты не стоите в пробке, а все время движетесь к цели. И, конечно, для таких путешествий желательно обзавестись проездным с неограниченным числом поездок, чтобы не разориться на разовых талончиках.
Не обращать на это внимание уже невозможно