Причины избиения Олега Кашина множатся на глазах

Жестокое избиение журналиста Олега Кашина стало одной из главных тем последних дней. Cреди приоритетных версий его профессиональная деятельность и личные высказывания в интернет-блоге


ФОТО: Вести.ru



Жестокое избиение журналиста Олега Кашина стало одной из главных тем последних нескольких дней. Со своей стороны слова поддержки попавшему в беду журналисту высказали президент России, представители СМИ, общественных организаций и т.д. Следствие рассматривает в качестве приоритетных версий нападения на Кашина его профессиональную деятельность и личные высказывания в интернет-блоге, воздерживаясь в то же самое время от каких-либо прямых обвинений.

По словам официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, допрошено уже более 30 человек "из числа очевидцев преступления, коллег, родственников и знакомых журналиста", следователи изучают публикации Кашина, его переписку в Интернете, устанавливают круг знакомых, деловые и личные контакты, осмотрены рабочий кабинет и квартира, где проживал журналист. Кроме того, Маркин публично обратился ко всем, кто обладает какой-либо информацией по уголовному делу, связаться со следователем. "Мы надеемся на сотрудничество и будем благодарны всем, кто окажет помощь следствию", - сказал он.

Зашевелились и политики всех мастей, выискивая подходящие кандидатуры с тем, чтобы обвинить их и именно их в атаке на Кашина. Особенно интересно в данном случае было, как поведет себя оппозиция, ее маргинальное крыло, в свете того, что Кашин ассоциировался, да и ассоциируется до сих пор с Кремлем как журналист, сочувствующий власти. То есть "кровавая гэбня" и прочее здесь вряд ли подойдут.

Но Борису Немцову это не помешало заявить на страницах своего блога, что "широко обсуждаются" четыре версии произошедшего, каждая из которых "прямо или косвенно завязаны на Суркова - первого заместителя главы администрации президента". В качестве доказательной базы приводятся либо записи в блоге у Кашина в отношении губернатора Псковской области Андрея Турчака, которого журналист охарактеризовал не совсем литературным словом, а также главы Росмолодежи Василия Якеменко; либо публикацию автора сайта "Молодая гвардия" уже в отношении Кашина, где обозреватель "МГ" причислил его к "предателям"; и, наконец, участие Кашина в освещении ситуации с Химкинским лесом, в том числе интервью с одним из возможных организаторов нападения на Химкинскую горадминистрацию.

В принципе, обвинять власти в покушениях на оппозиционно настроенных журналистов и правозащитников для представителей оппозиции не является чем-то необыкновенным. Это было в случаях с Анной Политковской, Натальей Эстемировой, Михаилом Бекетовым и т.д. С Олегом Кашиным по указанным выше причинам ситуация несколько иная.

Отталкиваясь от версии, что причиной покушения на Кашина могли стать его статьи, с той же самой долей вероятности можно назвать и критические материалы в отношении оппозиции.

Олег Кашин писал о том, что ДПНИ - это проект ЮКОСа, созданный по прямому указанию Леонида Невзлина, чем вызвал негодование и рассуждения на тему "не разбить ли ему е...о при встрече". Проезжался по поведению видных оппозиционных деятелей в прямом эфире, присвоивших, по словам Кашина, "себе право выступать от имени всего журналистского сообщества". Скептически отзывался об устраиваемых оппозиционерами "маршах несогласных", которые превратились просто в модную фишку. Свою последнюю статью под названием "Площадь ритуальных услуг", в которой Олег Кашин крайне критически разобрал по кирпичикам "Стратегию-31", он опубликовал за три дня до избиения. А ведь еще была крайне уничижительная для оппозиции статья "Дети капитана гранта", в которой автор, перечисляя зарубежных спонсоров несистемной оппозиции, призывал российскую власть "оградить страну от недобросовестных заграничных грантодателей".

Безусловно, начало московского этапы карьеры Кашина пришлось на "Коммерсант", в котором журналист специализировался на освещении акций оппозиции. Тогда же, не без помощи службы охраны "Наших", ему пришлось поваляться в сугробе вместе с Ильей Яшиным. В дальнейшем же его политические взгляды неоднократно менялись - в немалой степени это зависело от редакционной политики издания, в котором он публиковался.

Одним словом, указывать на конкретных виновников преступления только на основании отдельных статей или записей в блоге несколько опрометчиво. Тем более в столь безапелляционном тоне, как это было сделано тем же Борисом Немцовым.

В пору нахождения последнего у власти (от губернатора до вице-премьера) жертвами заказных убийств стали Владислав Листьев, Дмитрий Холодов, Лариса Юдина... Однако Борису Немцову не пришло в голову говорить о виновности Бориса Ельцина и его окружения. Зато позже, в 2000-х, Борис Ефимович упрекал Путина и действующую власть в нежелании расследовать эти преступления.

По сути дела, многим политикам совершенно не важен повод для обвинительных речей в сторону властей: будь то летние пожары или же нападение на Олега Кашина. В последнем случае ситуация усугубляется тем, что, продавливая в СМИ тезис о "виновниках", оппозиционеры не столько помогают следствию, сколько уводят его в сторону.

Выбор читателей