Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Избиение журналиста спровоцировало политический кризис, связанный с тем, что люди больше не готовы терпеть криминальный беспредел и саботаж правоохранительных органов. При таком настрое либо что-то должно измениться, либо страну захлестнет волна самосудов, которые и сегодня составляют более 15% всех дел, доведенных до вынесения приговора.
За семь лет своей журналистской карьеры Олег Кашин успел коснуться многих горячих тем; мотив нападения с равной вероятностью может быть личным, профессиональным или политическим. И дело общества - поставить власть и Следственный комитет в такое положение, чтобы ход расследования не зависел от не относящихся к делу соображений. Отчасти такой эффект был достигнут за счет истерики - "нас всех могут убить или изувечить, как Кашина". Однако здесь возник побочный эффект - значительная часть перевозбужденной публики заранее знала, кто должен ответить за все. Особенно отвратительно выглядят попытки использовать дело Кашина как повод для сведения политических счетов.
В результате общество оказалось заложником тех, кто совершенно сознательно использовал избиение журналиста как повод для раскрутки информационной войны против кураторов прокремлевских молодежных движений. Причины для подобной постановки вопроса действительно есть - руководство молодежных движений заигралось с уличными маргиналами, и нападение на Кашина стало поводом для того, чтобы поставить вопрос о пересмотре молодежной политики Кремля. Который уже сделал определенные шаги, чтобы решить проблему, не ломая всей системы (приняв, в частности, решение о замене руководства МГЕР).
Но такой подход не устраивает правую оппозицию, которая пытается выжать из дела Кашина все возможное. Окончательно эта линия оформилась после того, как в минувший вторник лидеры коалиции "За Россию без произвола и коррупции" Борис Немцов, Владимир Милов и Владимир Рыжков выступили с официальным заявлением. Назвав нападение на журналиста следствием политики, проводимой Путиным и его командой, они потребовали "немедленной отставки" первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова, являющегося "проводником этой политики". Требуя наказать Суркова, они не учитывают, что молодежные движения создавались в то время, когда главой президентской администрации был Дмитрий Медведев, и тем самым претензии в какой-то момент будут переадресованы именно тому, с кем они связывают надежды на свое возвращение в политику.
Кстати, попытки использовать резонансные события для личного пиара уже заканчивались для правых политическим фиаско, достаточно напомнить, как попытка поднять рейтинг за счет критики власти во время "Норд-Оста" привела к провалу СПС на парламентских выборах 2003 года. Тем не менее атака Немцова, Рыжкова и Милова, помноженная на вал соответствующих публикаций, благосклонно воспринимается частью образованного класса, который все больше проникается уверенностью, что Путин, Сурков и кремлевские политтехнологи только и думают, как бы "избить их дубинами и надругаться каким-то иным более изысканным образом".
Но игра в одни ворота продолжалась недолго. На третий день несколько вполне респектабельных экспертов "перевернули стол", поставив вопрос о возможной причастности к избиению Кашина либеральных журналистов. В списке подозреваемых оказались те, кто громче всех обвинял власть. Следом то же самое сделал Евразийский союз молодежи, потребовавший расследовать роль отдельно прилагавшегося списка журналистов, политиков и представителей экспертного сообщества. А в ответ на требования разобраться со всеми структурами, которые позволили войти в политику людям, решающим проблемы с помощью арматуры, прозвучали намеки на связь "Другой России", одним из лидеров которой какое-то время являлся Немцов, с националистическими экстремистскими движениями. Эти выпады довели до абсурда практику предъявления голословных обвинений и превратили общественную дискуссию в балаган.
Что касается власти, для президента довести расследование до конца и продолжить эту линию дальше - шанс перейти от слов к делу и показать всем, что его разговоры о демократии и борьбе с коррупцией имеют под собой серьезные основания. Пока же происходит нечто совершенно противоположное: Медведев фактически присоединился к общему хору "Не забудем, не простим!". В результате страхи паникеров всех мастей вылились в единый вопль о невиданном разгуле насилия, втягивая в себя все криминальные сюжеты - от чудовищного убийства в кубанской станице Кущевской до заурядных драк.
В минувшую среду Следственный комитет сообщил о возобновлении ранее приостановленного расследования по делу об избиении Михаила Бекетова и передаче в Главное следственное управление СК дела об убийстве умершего в 2000 г. журналиста "Новой газеты" Игоря Домникова. Эти шаги означают, что руководство СК отдает себе отчет в том, что ситуация меняется, и пытается подстроиться под настроения общества. Пока эти изменения коснулись только громких дел о нападениях на журналистов, но проблема состоит в том, что криминальные расправы происходят не только в Москве, и их жертвами являются не только журналисты. И система, в которой эта практика уже стала нормой, не собирается меняться. Возобновление дел Бекетова и Домникова - всего лишь тактическое отступление под напором взбунтовавшегося общества.
Инфляционное давление на народ усиливается
Украинские войска снова пытались бить по российской территории западным вооружением