Силовики готовятся к новым войнам

Масштабная перетасовка силовых кадров – как фактор, дестабилизирующий силовой блок бюрократии, – все более вероятна по мере приближения президентских выборов. При условии, что Дмитрий Медведев намерен принять в них участие




В Государственной думе сформирована рабочая группа, которая займется доработкой президентского пакета законопроектов о создании самостоятельного Следственного комитета. В нее вошли Геннадий Гудков ("Справедливая Россия"), Александр Хинштейн, Александр Гуров и Андрей Назаров ("Единая Россия"), Александр Куликов (КПРФ) и Андрей Луговой (ЛДПР). В первом чтении Дума намерена принять пакет уже 16 ноября, но ко второму чтению депутаты готовы многое поправить. Необходимость доработки они объясняют слишком большим объемом полномочий, которые Следственный комитет получил в процессе реформы.

Предложенные президентом нововведения сильно ослабят прокурорский надзор за деятельностью СК, а чрезмерные полномочия, предоставляемые комитету, выходят за рамки уголовного процесса, объяснил Геннадий Гудков. Кроме того, за деятельностью этой службы отсутствует любой гражданский (в том числе парламентский) контроль. Александр Куликов отмечает, что заложенные в законопроектах идеи характерны для авторитарной системы и направлены на ущемление конституционных прав граждан. По его словам, "авторы этих законопроектов сильно подставили президента с его идеей модернизации политической системы страны".

Напомним, Следственный комитет при Прокуратуре был создан в 2007 г., а сама прокуратура лишилась многих функций – в том числе таких принципиальных, как право возбуждать и прекращать уголовные дела, давать обязательные указания следователям других ведомств, отменять их постановления и т.д. Формально СКП оставался в структуре надзорного ведомства, но де-факто превратился в самостоятельный орган – со своей структурой, имуществом и бюджетом. Поводом для реформы стала критика прокуратуры, которая ухитрялась совмещать функции следствия и надзор за ним.

Но лучше не стало: оказавшееся практически безнадзорным следствие превратилось в идеальный инструмент перераспределения собственности. Появился даже новый термин – силовая олигархия. Политики заговорили о нарушения баланса полномочий между следствием и надзорным органом и вспомнили об идее создания единого следственного органа, который бы объединил следственные службы всех правоохранительных структур – МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС. Тогда следствие оказалось бы отделено по крайней мере от оперативных подразделений, которые могут вести слежку, прослушивать разговоры и проводить выемку документов – то есть делать то, что значительно облегчает работу "рейдеров в погонах".

Идею горячо поддержал генпрокурор Юрий Чайка. Глава СКП Александр Бастрыкин поначалу возражал, но минувшим летом вдруг одобрил идею – с условием, что будут расширены полномочия дознания и в его ведении оставят самые простые дела, следователям же достанутся те, что посложнее.

В августе Дмитрий Медведев заявил, что вопрос о создании единого СК действительно рассматривается. Но в итоге было объявлено о решении создать вовсе не единый СК, а только самостоятельный, на базе все того же СКП. Тогда политики предположили, что попутно прокуратура для восстановления "баланса" вернет многие утраченные полномочия. Но и этого не произошло. Все, что получили прокуроры, – это право отменять постановления следователей об отказе в возбуждении уголовного дела (в таких случаях его обязаны возбудить, но могут тут же и закрыть). Кроме того, постановление прокурора стало основанием для возбуждения уголовного дела (но ход расследования все равно контролирует следователь). Одновременно прокуроры теряют право требовать у следствия материалы дела.

Зато следователи получили возможность "в рамках осуществления полномочий" беспрепятственно проникать на территорию любого органа власти или предприятие любой формы собственности, а также получать доступ к их документам. Такая формулировка позволяет действовать вообще вне рамок конкретного уголовного дела, то есть открывает необозримые коррупционные перспективы.

Чтобы исправить ситуацию, депутатам нужно не просто "доработать" положения президентского законопроекта об СК, но и дать задний ход тем изменениям, которые вносились в УПК три года назад. А это нереально. Альтернативную систему сдержек и противовесов можно было бы выстроить, все-таки создав единый Следственный комитет – при условии, что он не будет обладать оперативными функциями. Таким образом была бы сформирована система двух ключей: ведомствам, оказавшимся на аутсорсинге у СК, было бы сложнее проявлять излишнее рвение при оперативном и физическом сопровождении следственных мероприятий. В свою очередь, следователи вынуждены были бы оглядываться на оперативников.

Но вопрос об объединении следственных структур всех правоохранительных органов пока остается открытым. Понятно почему: сейчас идет перераспределение полномочий исключительно в пределах прокуратуры, тогда как создание единого СК затрагивает интересы практически всех силовых ведомств и, следовательно, гораздо более широкого круга чиновников. Больше всех теряет МВД, в ведении которого 80% всех уголовных дел. И СК РФ, и СК при МВД возглавляют ближайшие соратники Путина; в такой ситуации раздел полномочий не будет идти столь же гладко, как "развод" СПК с прокуратурой. Но масштабная перетасовка силовых кадров – как фактор, дестабилизирующий силовой блок бюрократии, – все более вероятна по мере приближения президентских выборов 2012 года. При условии, что Дмитрий Медведев намерен принять в них участие.

Выбор читателей