Почему у нас не любят не таких, как все

Когда на Западе создают условия для людей с ограниченными возможностями, действия бизнеса на этом поприще далеки от благотворительности. Но там эти условия работают. Не то что у нас


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Впервые я задумалась об этом, посетив офис фирмы по изготовлению дверей. Высокое крыльцо ремонтировалось, и посетителям приходилось пользоваться расположенными сбоку широкими перилами. Подняться по ним – еще полбеды, а вот спуститься женщине на каблуках или пожилому человеку – уже никак. Круто. "Давайте я вам помогу", – предложила сотрудница офиса, увидев мои страдания у спуска. Осторожно переставляя ноги (вот ведь угораздило прийти на шпильках!), я поинтересовалась, почему надо было ремонтировать всю лестницу сразу, а не разделить ремонт пополам, все-таки странно заставлять посетителей идти по перилам, пусть даже и широким. "Это не перила, – возразила девушка. – Это пандус для инвалидов".

Минута молчания. "Для инвалидов-колясочников?" – уточнила я. "Да, для них". –"И часто они у вас по нему... катаются?". Немного подумав, менеджер честно призналась: "До сих пор ни одного не видела". Еще бы. Одолеть столь крутой маршрут и каскадеру будет не под силу.

Но больше всего меня поразила аптека. По традиции тоже с высоким крыльцом. Никаких пандусов – да и нет для них здесь места. Зато у дверей, на уровне, удобном для колясочника, приделан звонок для вызова работников. И даже, чтобы сомнений не возникало, рядом изображена коляска: звоните, мол, придем. Повторяю, звонок расположен у дверей аптеки. Добраться до которых можно, только преодолев ступеньки.

Вот что это? Идиотизм или издевательство? Я спросила у работников аптеки, что сие, в сущности, означает. "Колясочник может нас вызвать", – дружно ответили они. "Как?!" – поинтересовалась я. После задумчивого молчания охранник предположил: "Но ведь если он дотуда добрался, то как-то и досюда сможет?"

Я хочу открыть вам одну тайну. Когда на Западе создают условия для людей с ограниченными возможностями, действия бизнеса на этом поприще далеки от благотворительности. Он, бизнес, как и положено, думает о прибыли. Он думает: "Конкурентов на рынке много, покупатели все окучены. Если я создам условия для людей, который не могут воспользоваться услугами конкурентов, покупательский поток ко мне возрастет, и продажи увеличатся".

Конечно, инвалидность в цивилизованных странах – не синоним бедности. И дело не только в достойных пенсиях, но и в том, что государство всячески стимулирует предпринимателей брать инвалидов на работу. Это правило работает даже в кризис. "Инвалидов увольняют позже негров", – неполиткорректно, но верно обрисовал эту практику бизнесмен российского происхождения из США. В результате, инвалид – не менее желанный покупатель, чем здоровые граждане.

В последнее время и у нас в стране материальное положение инвалидов с трудом, но меняется к лучшему – по крайней мере, в Москве. Во многом спасибо нужно сказать распространению Интернета – сегодня достаточно работ, которые можно выполнять за домашним компьютером. Уже не редкость, когда инвалиды открывают свой интернет-бизнес. Но и столичный бизнес потихоньку приучается видеть в инвалидах привлекательных работников.

В общем, сказать, что московские инвалиды бедны как церковные мыши, нельзя. Так почему же бизнес до сих пор не видит в них покупательскую группу? Той же аптеке покупатели-инвалиды могли бы принести немало прибыли. И что мешает сделать копеечное дело: просто переставить звонок к подножию лестницы? Не додумались? Или до сих пор не поняли, что нынешний кризис – это битва до последнего покупателя?

Выбор читателей