Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Торгуем мы и так неплохо: ЕС является крупнейшим партнером России в этом деле. Со вступлением в ВТО будет облегчен доступ российских поставщиков на европейские рынки. Однако вопрос о создании зоны свободной торговли повис в воздухе – хотя переговоры о ней, согласно прежнему Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, должны были начаться еще в 1998 году. И прозвучавшее накануне саммита смелое предложение Владимира Путина о создании единого экономического пространства от Атлантического до Тихого океана было воспринято европейскими партнерами, скорее, как не очень удачная шутка. К режиму свободной торговли с Россией ЕС не готов. И даже ее вступление в ВТО, похоже, не повлияет на позицию Брюсселя в этом вопросе.
Другая тема, в принципе, способная вдохнуть жизнь в партнерство, – энергетический диалог, которому недавно исполнилось десять лет. Увы! К этому юбилею он, похоже, достиг пределов своего развития. Европа не заинтересована в том, чтобы российские нефть и газ играли более заметную роль в ее энергообеспечении. Поэтому – вопреки соображениям экономической целесообразности – с ее стороны наблюдается "подсознательное" сопротивление строительству "потоков" – Южного и Северного. Поэтому же был принят пресловутый "третий энергопакет" – директивы Еврокомиссии, предписывающие разделить энергетические концерны на добывающие и продающие компании. Согласно этим правилам, "Газпром" не может быть собственником труб и газораспределительных сетей в Европе. Таким образом, энергетический диалог не в состоянии дать импульс партнерству, а тем более – вывести его на новый уровень.
Недавно в двусторонних отношениях возникла очередная тема – модернизация. Москва дала понять, что хотела бы широко привлекать европейские знания и технологии к обновлению российской экономики и могла бы помочь (чем сможет) Евросоюзу в аналогичных процессах. Собственно, Россия давно хочет воспользоваться европейскими достижениями в области науки и техники, и теперь нашелся благовидный повод в очередной раз пригласить их.
Но Европа как не спешила, так и не спешит делиться технологиями. Она выдвигает условия: модернизировать не только экономику, но и политико-правовую систему российского государства. Улучшить инвестиционный климат, побороть коррупцию, обеспечить защиту прав собственников, прав человека, наконец. В ответ на призыв Москвы Брюссель разработал целый план – "Партнерство для модернизации", согласно которому России предлагается для начала построить (опять же, с помощью ЕС) правовое государство, а уж затем заняться собственной экономикой.
Но и тут все будет обусловлено переходом на европейские стандарты и технические регламенты. Конечно, такой подход не устраивает российскую сторону, которая в данном случае придерживается принципа "не учите меня жить, а лучше помогите технологиями". В общем, разговор о модернизации зашел в тупик.
Итого, экономические темы для развития диалога можно считать исчерпанными. Что остается? Политика: выстраивание системы европейской безопасности, противодействие общим внешним угрозам (терроризм, наркотрафик и т.д.). Но и это довольно зыбкий фундамент для партнерства, поскольку Россия и ЕС все же находятся по разные стороны натовских баррикад.
Всего трое лидеров не стали сфотографироваться рядом с российским дипломатом