Война с безбилетниками будет жестокой

Не предвидя особого успеха в борьбе с безбилетниками, РЖД вынашивает планы сдачи электричек в аренду "эффективным региональным компаниям". Эффективность будет заключаться, видимо, в том, что они станут энергично выбивать из пассажиров деньги за проезд


ФТО: ИТАР-ТАСС



Электрички убыточны – в этом нас давно уверяют железнодорожники, все повышая и повышая тарифы. Но от этого их доходы не растут, поскольку увеличивается процент "зайцев". Более того, с чисто экономической точки зрения получается нонсенс: поехать за город вдвоем оказывается выгоднее на машине, чем на электричке. Если так будет и впредь, избавиться от пробок Москве вряд ли удастся.

На прошлой неделе в течение трех дней на Ярославском направлении Московской железной дороги проводилась грандиозная облава на "зайцев" – в ней участвовали, в общей сложности, 600 контролеров и сотрудников ЧОПов. Согласно сообщению МЖД, ловцы дежурили в каждом вагоне "с раннего утра до последней электрички". Помимо выполнения чисто фискальной функции – повышения собираемости платы за проезд – рейд позволил получить более полную информацию о масштабах "безбилетного движения" в Подмосковье, и теперь, возможно, будут приняты какие-то новые "стратегические решения" по борьбе с этим злом.

Хотя и без того известно, что, несмотря на все турникеты и облавы, не платит за проезд в подмосковных электричках каждый второй пассажир. В этом легко убедиться, оценив масштаб людской волны, которая катится из вагона в вагон, гонимая контролерами. От "преследования" действительно спасается полпоезда. Теперь, кстати, электрички часто "обрабатывают" сразу две бригады контролеров с разных концов. Когда они сближаются, в середине состава творится что-то невообразимое: давка, крики отчаяния, рукопашные схватки.

Известно также, что каждый второй "заяц", скорее всего, платил бы за проезд, если бы не чудовищно выросшие в последние годы тарифы. Сегодня, чтобы съездить в столицу на заработки из Подмосковья радиуса "бетонки" (будущей ЦКАД) требуется до 150 руб. (билет"туда – обратно"). Прибавьте еще 50 руб. на городской транспорт – получится пятая часть дневного заработка среднестатистического "замкадыша", которую ему приходится отдавать за проезд. Ну как тут не освоить "заячьи" технологии перемещения в пространстве?

В МЖД утверждают, что безбилетный проезд – "одна из главных проблем железнодорожных перевозок, которая самым негативным образом сказывается на качестве услуг и является одной из причин роста тарифов". По этой логике, чем больше "зайцев", тем выше будут цены на проезд, чтобы как-то компенсировать убытки за счет оставшихся законопослушных граждан. Но эта логика сильно хромает (не говоря уже о недостаточной обоснованности таких аргументов с точки зрения антимонопольного законодательства). Дело в том, что, чем выше становятся тарифы, тем сильнее падает собираемость. Примерно как с налогами.

Проведенный в октябре опрос ВЦИОМ показал, что вследствие очередного планируемого РЖД повышения тарифов к "зайцам" примкнут еще 13% жителей Подмосковья, 23% жителей Ленинградской и 24% жителей Свердловской областей. Более половины опрошенных считают, что люди к тому же будут реже пользоваться электричками. То есть железнодорожники, возможно, вообще ничего не выиграют, а только еще больше разозлят народ. А в ответ на снижение "качества обслуживания" пассажиров – то есть сокращение числа электричек – люди начнут устраивать стихийные акции протеста, что грозит полным срывом графика работы железной дороги (в ноябре на рижском направлении уже был подобный прецедент).

Тем не менее, возможно, вскоре билеты опять подорожают. В конце лета Департамент пассажирских сообщений РЖД сообщил, что в 2011 г. компания намерена поднять плату за проезд в подмосковных электричках в полтора раза (до 25 руб. за зону против нынешних 16,5 руб.), а также довести размер штрафа за безбилетный проезд до "европейского уровня" 2 - 3 тыс. руб. на наши деньги. А чтобы никто не задавал ненужных вопросов об обоснованности взвинчивания цен, железнодорожники готовятся принять единые правила расчета стоимости проезда в электричке.

Правда, власти Московской области заверили граждан, что тарифы в будущем году вообще подниматься не будут. Остается надеяться, что в областном бюджете хватит средств, чтобы сдержать это обещание. Ведь как раз с 2011 г. убытки железнодорожников от пригородных пассажирских перевозок должны будут полностью компенсироваться за счет региональных бюджетов, а не за счет грузовых перевозок, как было доселе.

Насколько это выполнимая задача – сказать трудно, поскольку, например, в этом году в бюджетах всех уровней были заложены средства на компенсацию только 10% "электричных" убытков РЖД (3 из 35 млрд рублей). И все-таки надежда есть: сейчас власти (как региональные, так и федеральные) не устают повторять, что электричка – социально значимый вид транспорта. Стало быть, и ценообразование в этой сфере должно быть не коммерческое, а дотационное. Возможно, в этом ключ к решению "заячьей" проблемы: за счет бюджетных денег билеты можно сделать дешевле, и собираемость возрастет. Если, конечно, "заячьи уши" не приросли к российским пассажирам намертво.

У самих железнодорожников, правда, другие взгляды на эту проблему. Не предвидя особого успеха ни в борьбе с безбилетниками, ни в требовании компенсаций у местных властей, РЖД вынашивает планы сдачи в аренду или даже продажи электричек "эффективным региональным компаниям". Эффективность будет заключаться, видимо, в том, что эти компании станут работать как коллекторские агентства, энергично выбивая из пассажиров деньги за проезд.

Выбор читателей