Щелкунчик: фашистская сказка

Андрей Кончаловский представил в Москве рождественскую киносказку "Щелкунчик и Крысиный король". В США картина уже провалилась, но "кредит отдавать надо", поэтому режиссер надеется на зрителей России, Европы и Азии



ВСЕ ФОТО



Рождественская киносказка Андрея Кончаловского "Щелкунчик и Крысиный король" выходит в российский прокат в первый день нового года. Американским зрителям фильм был показан немногим ранее и абсолютно провалился. За две недели проката в 50 кинотеатрах фильму удалось собрать всего лишь $169 тысяч. На пресс-конференции в Москве, на которую, по собственному признанию режиссера, его "будто на веревке тащили", Кончаловский заявил, что "кредит отдавать надо", поэтому остается надежда на зрителей России, Европы и Азии. Как ранее сообщали СМИ, бюджет фильма составил около $90 млн и большую часть составили инвестиции государственного Внешэкономбанка.

Главным своим просчетом на американском кинорынке Кончаловский считает недооценку конкурентов. "Рождество - самый прибыльный сезон. Каждая компания готовит свой продукт. Зачем им брать какого-то сироту, в которого они не вкладывали деньги? Вот это моя главная ошибка", - заявил режиссер. Отметим, в США "Щелкунчик" вышел на экраны одновременно с фильмами "Трон: Наследие" и "Хроники Нарнии. Повелитель зари".

Фильм снят в формате 3D командой иностранных специалистов, и почти все роли в фильме исполнены англоязычными актерами. Единственное исключение - Юлия Высоцкая, сыгравшая Фею и одновременно маму Мэри и Макса. По признанию Кончаловского, даже это вышло случайно. Изначально режиссер собирался снимать в этой роли голливудскую звезду.

"С тремя актрисами я встречался. Очень хотел одну из них, но готов был на любую, потому что бюджета не хватало, чтобы сказать: мы вас покупаем. Они все три согласились, но потом отказались. Тогда я подумал, что лучше снимать Высоцкую, потому что с ней я говорю на одном языке", - рассказал Кончаловский.

По словам режиссера, у него получилось кино об одиночестве, которое испытывает ребенок, если его дома не слушают. "Это одиночество ребенок часто испытывает в любой семье. В лучшем случае оно выливается в фантазии", - сказал он. В основе сюжета киноверсии лежит сказка Гофмана, но действие происходит в Вене 1920-х годов. Родители Мэри и Макса увлекаются идеями Фрейда, а дядюшка Альберт, внешне напоминающий Эйнштейна, поет им песню о теории относительности.

В российской версии фильма Крысиного короля и его мать озвучивают Филипп Киркоров и Алла Пугачева. "Они, в основном, не страшные, они смешные. Они показывают зло так, как сыграли бы это на сцене, - эксцентричную старую ведьму и маменькиного сынка", - так объяснил свой выбор режиссер.

Крысиный король с прической Энди Уорхола, которого играет известный актер Джон Туртурро, коллекционирует фотографии плачущих детей, а в большом аквариуме держит акулу. "Достал этот голимый музон", - так отзываются крысы-шпионы о "Вальсе цветов", наблюдая сквозь еловые ветки, как Мэри танцует со снежинками. Кстати, музыка Чайковского в фильме звучит в популярных аранжировках Эдуарда Артемьева.

"Желание композитора быть массовым было чрезвычайно важно. Я не думаю, что Петр Ильич, если бы он дожил до кибернетического века, был бы очень расстроен, что его музыку так извратили. Я верю в это", - заявил Кончаловский на пресс-конференции.

В фильме крысы в серых шинелях маршируют по городу, над которым дымят трубы крематориев, застилая солнечный свет: в огромных печах горят детские игрушки. Но побеждает, как водится, любовь. Слезинка Мэри, упавшая на бесчувственного Щелкунчика, потерявшего деревянную ногу в борьбе с железным крысопсом, совершает чудо: заколдованный принц оживает и вновь становится человеком. Обе его ноги на месте.

Выбор читателей