Кто заказал всероссийскую Кондопогу

Глава МВД объявил о двух десятках уголовных дел, возбужденных по статье "Массовые беспорядки". Но ответа на вопрос, почему вдруг стала возможной столь масштабная и продолжительная вспышка насилия, до сих пор нет


ФОТО: ИТАР-ТАСС



За прошедшие выходные в Москве и области были задержаны около двух тысяч радикально настроенных молодых людей – в порядке профилактики массовых несанкционированных акций. В субботу милиция разогнала сборище подростков в районе телецентра "Останкино", усиленные наряды патрулировали Манежную площадь и площадь Киевского вокзала. В воскресенье в УВД и ОВД Московской области в Раменском, Пушкино, Воскресенском и Чехове доставили более 460 человек. С ними проводили профилактические беседы (часто еще и в присутствии родителей, потому что большинство – несовершеннолетние) и отпускали. Выступления националистов прошли в Санкт-Петербурге, Туле, Волгограде, Самаре.

Волнения не утихают уже неделю. Одиннадцатого декабря прошла всероссийская акция памяти болельщика "Спартака" Егора Свиридова, погибшего в драке с участием выходцев с Кавказа. В Москве выступления болельщиков переросли в потасовку с ОМОНом и погромы. Правоохранительные органы продемонстрировали плохую реакцию: сначала позволили многотысячной толпе собраться на Манежной площади, а потом загнали разбушевавшихся молодых людей в метро, где погромы продолжились.

В минувшую среду стало ясно, что милиция все-таки умеет предотвращать несанкционированные выступления: ценой тотального усиления мер безопасности удалось не допустить беспорядков, ожидавшихся у Киевского вокзала. Но полностью столкновений избежать не удалось: стычки вспыхивали в разных концах города – у станции метро "Парк культуры", "Семеновская", на Смоленской набережной. В тот день было задержано более 1300 человек.

Глава МВД Рашид Нургалиев объявил о двух десятках уголовных дел, возбужденных по статье "Массовые беспорядки". Но ответа на вопрос, почему вдруг стала возможной столь масштабная и продолжительная вспышка насилия, до сих пор нет.

По данным информационно-аналитического центра "Сова", который ведет кропотливый мониторинг всех преступлений на почве экстремизма, в 2009-м и в первой половине 2010 г. отмечался совсем не рост, а очевидное (в полтора раза!) сокращение количества жертв расистского и неонацистски мотивированного насилия – впервые за шесть лет систематических наблюдений, которые проводит центр. Аналитики центра объясняют это тем, что в последние годы правоохранительным органам удалось разгромить наиболее агрессивные ультраправые группировки, прежде всего в Москве.

Публичные мероприятия ультраправых групп тоже были не очень удачны, говорится в докладе "Совы". Массовый характер носил разве что "Русский марш", который в 2009 г. прошел не менее чем в 12 регионах, а в Москве собрал несколько тысяч участников. В этом году публичная активность ультраправых групп свелась к минимуму, необходимому разве что для напоминания о своем существовании сочувствующим.

Практически полный провал терпели в последнее время попытки использования "кондопожской технологии" (перевод бытовых конфликтов в этническое русло). Например, в начале мая была попытка представить в качестве "саратовской Кондопоги" инцидент в городе Пугачеве, где в драке в одном из местных кафе погиб местный житель. Убийцей оказался студент-заочник из Чечни. В течение нескольких часов в город были подтянуты дополнительные силы милиции, и в течение недели, последовавшей за убийством (подозреваемый был практически сразу арестован, а в конце мая ему уже предъявили обвинение), в Пугачеве побывали многие региональные чиновники. Пропагандистская кампания ДПНИ связи с этим событием успеха не принесла.

Сходство сценария с тем, как развивались события после гибели Егора Свиридова очевидно. Но есть и отличия: почти всех участников московской драки отпустили (что, собственно, и вызвало возмущение), а дополнительные силы милиции если и были мобилизованы, то в нужный момент команды активно действовать не получили.

Директор Центра новой социологии и изучения практической политики "Феникс" Александр Тарасов в интервью Радио "Свобода не исключил, что "власть хотела событий на Манежной". О том, что объявлен сбор фанатов на Манежной, было известно за несколько дней до самого события, напоминает он. Если бы власти хотели предотвратить акцию, ряды ОМОНа на площади были бы плотнее и милиция не бездействовала так долго.

Зачем было нужно провоцировать массовые беспорядки, станет ясно позднее – нужно только проследить, какие решения будут приняты по итогам случившегося. В 2002 г., после того как толпа фанатов устроила погром на Тверской площади, Госдума приняла антидемократический закон о противодействии экстремизму, напоминает социолог.

Выбор читателей