АвтоВАЗ хорошо нажился на драндулетах

Господдержка автопрома может быть продлена до середины 2013 года. Правительство в ответе за тех, кого приручило: способность Волжского автозавода выжить "на воле" по-прежнему вызывает большие сомнения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Руководство АвтоВАЗа радостно потирает руки: в этом году многострадальный концерн должен окончательно перестать быть убыточным и получить 1,5 млрд руб. годовой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ). При этом ожидается, что выручка вырастет в 1,7 раза – до 140 млрд руб., а операционная прибыль в текущем году может превысить 3 млрд руб., рассказал гендиректор компании Игорь Комаров. Общий объем продаж в 2010 г. прогнозируется на уровне 555 тыс. автомобилей, что в полтора раза превышает прошлогодний показатель. В том числе на внутреннем рынке будет реализовано 515 тыс. автомобилей, а на экспорт поставлено около 40 тыс. машин.

Стоит ли напоминать, что своими впечатляющими успехами флагман отечественного автомобилестроения, еще год назад находившийся на пороге банкротства, обязан масштабной государственной поддержке. С января по ноябрь текущего года АвтоВАЗ продал 467 тыс. 550 автомобилей "Лада" (на 45,3% больше, чем за тот же период 2009 года). Из них почти половина (порядка 200 тыс.) реализована в рамках программы утилизации автохлама. Благодаря этому уже в первом полугодии чистый убыток компании по РСБУ сократился в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составил 612 млн рублей. Во втором полугодии тольяттинский автогигант должен был заработать не менее 2,1 млрд руб., чтобы выйти на заявленную чистую прибыль по итогам года. Вряд ли ему это удалось бы, если бы программу утилизации не продлили. В целом, по данным Минпромторга, порядка 70% всех выданных сертификатов приходится на продукцию АвтоВАЗа.

Хорошие итоги уходящего года – не единственный повод для радости руководства тольяттинского автогиганта. Наступающий год обещает не менее приятные сюрпризы: на поддержание спроса на отечественные автомобили планируется выделить еще 15 млрд рублей. Продолжение следует не только для утилизации драндулетов, но и для льготного кредитования, запущенного еще раньше. При этом Минпромторг предлагает расширить перечень автомобилей, входящих в программу льготного кредитования, дополнив его тремя позициями: "Хендай Соларис", "Фиат Линеа" и "Шевроле Лачетти". Соответствующий проект приказа опубликован на сайте ведомства.

Если утилизация автохлама оказалась спасительным кругом для АвтоВАЗа, то субсидируемые государством кредиты помогли реанимации всего российского автопрома. За последние 11 месяцев объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России вырос на 28% и составил 1,7 млн машин. В ноябре прирост авторынка составил 80% – до 190 тыс. автомобилей. При этом в десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, девять производятся на территории страны.

Примечательно, что еще в начале лета, рассказывая о продлении программы утилизации автомобилей до конца года, премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что поручил правительству подготовить предложения по выходу из нее в будущем году. Тогда же министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила о намерении властей "плавно уйти" вообще от поддержки автопрома.

Однако уже три месяца спустя вместо стратегии плавного ухода были обнародованы совсем другие планы. Власти заговорили о том, что поддержка автомобильной отрасли продолжится вплоть до ее полного докризисного восстановления, которое, по словам руководителя Минпромторга Виктора Христенко, ожидается к середине 2013 года. При этом уже в 2014 г., по оценкам Минпромторга, Россия станет авторынком №1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн машин.

Кстати, именно европейский рынок, который после завершения стимулирующих госпрограмм начал падание, в значительной степени повлиял на решение российских властей пересмотреть свою позицию по данному вопросу. Да и успехи АвтоВАЗа требуют дальнейшего поддержания. Правительство в ответе за тех, кого оно приручило: способность компании выжить на воле по-прежнему вызывает большие сомнения.

Выбор читателей