Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Таким образом, дана установка на возврат страны к политике накопления резервов, изрядно поредевших за последние два года. Дополнительные нефтегазовые доходы, кстати, могут оказаться весьма существенными. В бюджете-2011 заложена среднегодовая цена нефти российской марки Urals в $75 за баррель. Между тем уже на этой неделе мировые цены протестировали подзабытый уровень в $100 за баррель. И, если в течение года не взорвется экономическая бомба замедленного действия в Европе или США, есть все основания рассчитывать на сохранение положительной динамки.
Напомним, формирование Стабилизационного фонда в России началось в 2004 году. Четыре года спустя его разделили на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, в которые до кризиса и поступала значительная часть нефтегазовых доходов. Затем накопленное начали тратить, а действие норм, ограничивающих использование нефтегазовых доходов федерального бюджета, было приостановлено до лучших времен (формально сначала до 2013-го, а позднее – до 2014 года). Именно благодаря такому решению Россия сумела выйти из кризиса без особых социально-политических потрясений, хотя для национальной экономики последствия оказались весьма печальными.
На первый взгляд, распоряжение Медведева логично укладывается в его излюбленную риторику о модернизации экономики. Об избавлении от нефтегазовой зависимости российские власти говорят давно, уже и свою "Силиконовую долину" начали строить, а тут и нефть дорожает опережающими темпами, обгоняя все самые смелые прогнозы, – вполне можно задуматься о накоплениях. С другой стороны, ранее в послании Федеральному Собранию президент призвал "не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации". Так чего же все-таки он хочет: тратить или сохранять? Или расходование средств на модернизацию, по его мнению, не является их использованием?
В любом случае, способность правительства удержаться от роста расходов на данном этапе кажется сомнительной. Продолжается поддержка государственных стимулирующих программ, таких как утилизация автохлама, в новом бюджете ощутимо выросли расходы на "оборонку", традиционно увеличились социальные траты. При этом сверстан бюджет с дефицитом в 3,6%, на покрытие которого, в том числе, и идут дополнительные доходы. Опять же, выборы на носу – удовольствие отнюдь не дешевое. Вряд ли при таких условиях власти действительно смогут вернуться к режиму экономии в ближайшее время.
Примечательно, что всего через пару дней после декабрьского совещания министр финансов РФ Алексей Кудрин обозначил несколько иные перспективы, отметив, что возвращение к накоплению нефтегазовых доходов в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния сможет произойти лишь через два – три года. "Ближайшие три года мы их практически не будем откладывать. Мы все-таки их направим на уменьшение дефицита. Просто будем меньше заимствовать, меньше тратить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния", – пояснил он в интервью телеканалу "Россия-24".
Причем, глава Минфина, как никто другой, понимает опасность энергетической зависимости страны и не раз выказывал свое беспокойство по этому поводу. В частности, он отмечал, что до кризиса не нефтегазовый дефицит бюджета составлял 6%, а после – увеличился до 13,9%, что грозит устойчивости национальной экономики. Но Кудрин также предупреждал, что для формирования не нефтегазового баланса требуется не просто ограничивать рост бюджетных расходов, а сокращать их либо увеличивать доходы за счет повышения налогов. К этому страна пока не готова.
Обсуждение важнейших вопросов длилось 12 часов
Киев совершил одну главную ошибку