Сезон революций толкает мир к голоду

Власти взбунтовавшихся стран срочно закупают дополнительные объемы продовольствия. Этот растущий спрос накладывается на прежние негативные факторы, взвинчивая мировые цены на зерно и другие продукты


ФОТО с сайта kinnon.tv



"Голодные бунты" в африканских странах толкают вверх мировые цены на продовольствие. Стремясь успокоить возмущенных граждан, власти срочно закупают дополнительные (и весьма существенные) объемы зерна и других ключевых продуктов. Так, правительство Египта объявило о намерении приобрести "лишние" 170 тыс. тонн французской, австралийской и американской пшеницы, выделив на это 1,5 млрд египетских фунтов ($252 миллиона). Не отстают Алжир и Тунис. На всякий случай усиленными темпами заполняют закрома и те страны, которые последствий народного гнева пока не испытали.

Этот растущий спрос накладывается на прежние негативные факторы, действующие на протяжении достаточно длительного времени. Прошлый год для сельского хозяйства оказался богат на погодные сюрпризы: наводнение в Австралии, засуха в Канаде, Китае, Казахстане, Украине и аномальная жара в России, из-за которой власти были вынуждены ввести эмбарго на экспорт зерновых. Все это привело к существенному сокращению предложения на мировом рынке. И каждый новый запрос на приобретение продовольствия неумолимо толкает вверх цены. По данным президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, на Чикагской бирже стоимость зерна уже достигла $315 за тонну. Впрочем, восходящую динамику цен демонстрируют не только зерновые.

Еще месяц назад Всемирная организация по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН (UN FAO) выразила обеспокоенность ситуацией на мировых рынках, подсчитав декабрьский индекс цен на основные продовольственные товары. Он вырос до рекордных 214,7 пункта, превысив прежний максимум в 213,5 пункта, достигнутый в июне 2008 года. При этом экспертов волновал не столько рекордный уровень сам по себе, сколько тот факт, что рост цен продолжался шесть месяцев подряд. Если угрожающая тенденция сохранится и впредь, мир рискует испытать ценовой шок, который впоследствии может перерасти в глобальный продовольственный кризис.

И что же? Спустя месяц недавний рекорд снова побит. В январе индекс цен на продовольствие составил 231 пункт – это самый высокий показатель с того момента, как FAO начала его измерять в 1990 году. Из 55 видов продуктов, которые учитывает организация в своих расчетах, в первый месяц нового года подорожало все, кроме мяса.

Россия на общем фоне выглядит не так уж плохо. Закрыв границы для вывоза зерна, она оказала заметное воздействие на мировые цены, но внутренние сумела сохранить на более низком уровне. За тонну зерновых в России дают на $40-50 меньше, чем за ее пределами. Пока. Несмотря на обособленность отечественного рынка, полностью абстрагироваться от влияния извне все равно не получится. "Притом что наш внутренний рынок сейчас отвязан от мирового рынка и находится в замкнутом состоянии, все равно он следует общемировым тенденциям, просто удерживая некий ценовой лаг. Мы уже настолько адаптировались, вписались в этот сообщающийся сосуд с мировым рынком, что даже психологически действуют мировые цены и играют существенную роль на внутреннем рынке", – поясняет Злочевский.

Избежать резкого повышения цен помогают и товарные интервенции, начавшиеся на прошлой неделе. В любом случае, собственных ресурсов у России более чем достаточно для удовлетворения внутренних потребностей, продолжают уверять официальные лица. Однако их "заклинания" почему-то никак не действуют на розничные цены. Покупателю не важно, кто их завышает, когда он, с трудом найдя пакетик гречневой крупы в окрестных магазинах, вынужден платить за него свыше 100 рублей, с тоской вспоминая, что меньше года назад гречка стоила раза в четыре дешевле. И в январскую инфляцию в этом году основную лепту внесли не тарифы монополий, а продовольственные товары.

Между тем, их подорожание тесно связано не только с количеством запасов, но и со структурой производства. Стартуя с минимальной стоимости в начале осени, они постепенно прибавляют в цене вплоть до нового урожая. Затем слегка снижаются (в лучшем случае), и цикл повторяется снова. Так что и в России продовольствие будет дорожать либо до лета, либо до того момента, когда цена на ту же гречку достигнет такого предела, за которым выгоднее будет просто от нее отказаться.

Выбор читателей