Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
"Yтро": Как сейчас обстоят дела на Египетском направлении? Действительно ли туристы туда рвутся?
Майя Ломидзе: Да, несмотря ни на что запросы есть, хотя, конечно, их в несколько раз меньше, чем обычно бывает в это время года. Но как только ситуация в Египте нормализуется, спрос восстановится очень быстро, потому что альтернативы этому направлению, особенно зимой, практически нет – ни по цене, ни по набору предлагаемых услуг, ни по популярности.
"Y": Насколько быстро смогут восстановиться рынки Египта и Туниса?
М.Л.: В случае с Египтом все будет зависеть от того, какая там будет ситуация и какая будет реакция отраслевых властей – будут ли специальные распоряжения или официальные письма о том, что страна безопасна и можно продавать туры. Тунис нельзя сравнивать с Египтом, потому что в Тунис едет 156 тысяч человек за сезон, а в Египет – более двух миллионов. И Тунису понадобится больше времени на восстановление просто в силу того, что он не настолько популярен.
И в том, и в другом случае мы имеем дело с отмененными полетными программами. В случае с Египтом летают регулярные рейсы, и только в столицу. Чартеры сейчас лишь забирают туристов из Египта (туда никого не везут), а с конца этой недели их не будет вообще. Что касается Туниса, авиакомпании объявили, что собираются восстановить полеты в конце марта. И, соответственно, с марта уже можно ждать определенного восстановления спроса на Тунис.
"Y": А почему не раньше, ведь там уже сейчас достаточно спокойно?
М.Л.: Февраль – "мертвый" месяц, классический низкий сезон. Основной приток туристов на Тунис происходит в период новогодних праздников (конец декабря – январь) и в начале лета. Ставить рейсы сейчас просто нерентабельно.
"Y": Некоторые эксперты прогнозируют, что египетскому рынку для полного восстановления потребуется не менее полугода. Вы с этим согласны? Каков будет спрос со стороны европейцев?
М.Л.: Европейский рынок просел, но там не было таких распоряжений, как у нас, и, по оценкам самих туроператоров, например британских, в данный момент в Египте находится около 20 тысяч британских туристов. Поэтому для европейского рынка Египет остался на туристической карте. Для нас он на время закрыт. Тем не менее, российский рынок занимает первое-второе место в Египте (мы с немцами соревнуемся, периодически немцы на первом месте), и отложенный спрос велик.
"Y": На какие направления могут переориентироваться сейчас российские туристы? Насколько сильно выросли цены на эти направления?
М.Л.: Есть пять направлений, которые сейчас явно пользуются повышенным спросом: Таиланд, ОАЭ, Доминикана, Гоа и Мальдивы. К ним примыкает еще одно специфическое для данного сезона направление – зимняя Турция. Операторы поставили дополнительные рейсы на Анталию. Понятно, что при выборе этих направлений приходится доплачивать, потому что туры в эти страны дороже, чем Египет. Меньше всего надо доплачивать за Таиланд и ОАЭ, больше всего – за Доминикану и Мальдивы. Но это туристов не останавливает. С учетом издержек, которые несут операторы, и с учетом растущего спроса, цены на этих направлениях подскочили процентов на 10-15. Что касается Турции, туристы выбирают отели, в которых есть подогреваемые бассейны.
"Y": Насколько ощутимы будут потери операторов, специализирующихся на пляжном отдыхе? Сможет ли их компенсировать возросший спрос на более дорогие направления?
М.Л.: На текущий момент сумму потерь операторы оценивают примерно в $100 млн в целом по рынку, включая предоплаты отелям, недополученную прибыль и компенсации тем, кто будет требовать возмещения полной стоимости тура. Если в течение ближайших недель спрос на Египет восстановится, потери будут меньше. Отчасти операторы собираются их покрывать за счет других направлений, в том числе с помощью повышения цен. Но покрыть полностью, конечно, будет невозможно. Безусловно, это серьезный урон для рынка, потому что Египет был направлением №1 зимой и вторым по популярности направлением по итогам года. Для многих операторов, особенно не крупных, потери могут быть даже фатальными, вплоть до банкротства.
"Y": Зимний сезон практически на исходе, можно ли дать предварительную оценку его итогов?
М.Л.: Точные суммы пока никто не подсчитывал, но в целом сезон был неплохим с точки зрения спроса. По количеству туристов – удачней прошлогоднего, однако с точки зрения прибыли оставлял желать лучшего. В минус не ушли, но если кто-то и заработал, то немного. Сильно повлияло банкротство компании "Капитал тур". Если в октябре был просто бум бронирования новогодних туров, то после истории с "Капитал туром" потребитель затих, продажи серьезно сократились; соответственно, появилось большое количество спецпредложений и Новый год закрывали с трудом.
"Y": А как отразился на рынке декабрьский коллапс в московских аэропортах?
М.Л.: На продажах это практически не сказалось, потому что на тот момент почти все туры были уже приобретены. Наши аналитики считают, что может быть отложенный эффект, когда туристы переориентируются на самостоятельные, неорганизованные туры. Также возможно, что люди с аэрофобией (а таких довольно много) постараются выбирать альтернативные способы доставки себя к месту отдыха. Но нельзя говорить о том, что эта ситуация сильно повлияла на спрос на ближайшее время.
"Y": Операторы уже формируют программы на летний сезон. Внесут ли события в Египте и Тунисе какие-либо коррективы в их планы?
М.Л.: Определенная часть тех туристов, которые отказались от туров в Египет, не стали просить возмещения полной стоимости и уже сейчас бронируют лето. То есть уже сейчас, исходя из ситуации с Египтом, можно прогнозировать, что вырастет спрос на летнюю Турцию и на некоторые другие направления, например на Грецию и Испанию. К этому есть объективные предпосылки – народ интересуется, запрашивает, и уже открыты программы раннего бронирования у некоторых туроператоров. Очень многое зависит от того, как поведет себя авиационный рынок. Предпосылки довольно тревожные пока. Я имею в виду и сокращение количества чартеров, и вывод региональных авиакомпаний из Московского авиаузла, что тоже приведет к сокращению, и твердое намерение назначенных перевозчиков на некоторых массовых направлениях больше никого туда не пустить. Все это приведет к автоматическому повышению цен. К тому же, авиаперевозчики говорят об очередном подорожании керосина.
Вторая опасность – конкурентные войны между самими туроператорами. Прошлый год в финансовом плане оказался не очень успешным, отчасти по их собственной вине: они поняли, что клиент есть, стали агрессивно выходить на некоторые рынки, чтобы перетянуть клиентов к себе. В результате проиграли все: недополученная прибыль была практически на всех направлениях. Если демпинговые войны продолжатся, даже при высокой базовой себестоимости будет большое количество спецпредложений. Потребитель от этого, конечно, выиграет, но для рынка это разрушающая тенденция.
"Y": Следует ли ждать увеличения базовых летних цен?
М.Л.: Давайте сразу оговоримся – летние цены не будут зависеть от того, что происходит в Египте сейчас. Есть мнение, что операторы заложат зимние убытки в летние цены и они вырастут на 40%. Это не так. На данный момент цены в процессе обсуждения, но в целом прогнозируется их повышение в среднем на 15% относительно уровня прошлого года.
"Y": Скандал с "Капитал туром", "Домодедово", Тунис и Египет – как все это повлияло на российский туристический бизнес?
М.Л.: Однозначно будут приняты меры с точки зрения коррекции законодательства; в частности, рассматривается увеличение размера финансовых гарантий. Кроме того, возможно расширение полномочий Федерального агентства по туризму. Мы считаем, что это необходимо. Кроме того, необходимы поправки, касающиеся деятельности туристических агентств.
"Y": То есть, каких-то негативных для бизнеса последствий, усиления давления вы не боитесь?
М.Л.: Судя по последнему законопроекту "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности", не планируется какого-то ужесточения и агрессивного вмешательства государства в дела бизнеса. В каком виде будет принят закон, пока непонятно. Но предложенные меры будут способствовать более жесткой структуризации рынка и, в конечном счете, его оздоровлению.
"Y": Как правило, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств власть требует от турфирм полной компенсации потерь туристам, при этом авиакомпании и другие контрагенты остаются в стороне. Что пытается предпринять турбизнес для исправления ситуации?
М.Л.: Турбизнес в таких ситуациях поступает в соответствии с условиями договоров со своими партнерами. Если договорные отношения позволяют, ведут переговоры по возвратам денежных средств, переносам сроков туров и т.д. Безусловно, не остаемся в стороне и мы, разъясняя общественности, как формируется турпродукт, кто и на какой стадии несет ответственность перед потребителем, как обращаться за возвратом и многое другое. Что касается конкретной ситуации с Египтом, тут все соответствует закону, не было чрезмерного перекладывания ответственности на туристические компании, если не считать того, что им запретили продавать Египет, тогда как авиакомпании продолжали летать и регистрировать туристов на рейсы. Но вообще есть такой тренд – возложить всю ответственность на туристические компании, в том числе и у населения тоже. Это косная практика, и мы не теряем надежду ее переломить. Капля камень точит. Мы участвуем в общественных советах практически всех структур, которые так или иначе занимаются вопросами туризма – начиная от Минспорттуризма и заканчивая Всероссийским союзом страховщиков. И везде доносим информацию о том, как на самом деле происходит, какие на самом деле связи в этом бизнесе. Потому что зачастую нет полного и точного понимания того, как он устроен.
"Y": Это естественно. Человек покупает путевку у турфирмы и не хочет разбираться, кто кому что должен и как тур-продукт формируется.
М.Л.: Правильно. Поэтому, чтобы разграничить зоны ответственности, недостаточно разъяснений. Необходима гармонизация всех отраслевых законов – туристических, Воздушного кодекса, законов о страховании и т.д. Тогда появится большая четкость, властным структурам, туркомпаниям и потребителям станет проще ориентироваться в процессах организации турпродукта, соответственно, будет меньше поводов для недопонимания.
Государства-карлики нашли способ получить выгоду