ВТО вернет россиянам условно дешевые иномарки

В 2012 году ввозные пошлины на новые автомобили иностранного производства могут ощутимо снизиться. Это вряд ли приведет к падению цен, но есть надежда, что хотя бы традиционное подорожание окажется чуть скромнее




Ввозные пошлины на новые иномарки могут быть снижены до 25% уже в 2012 г., если к названному сроку Россия таки окажется в ВТО. Об этом под занавес минувшей недели напомнил директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Максим Медведков. Снижение пошлин предусмотрено условиями, согласно которым сразу после вступления в организацию Россия будет обязана вернуть тарифы на докризисный уровень.

Резкое повышение пошлин на иномарки случилось в 2009 г. – лучшего антикризисного способа спасения отечественного производителя власти не придумали. Для новых машин ставки выросли с 25 до 30% стоимости, но не меньше €1,2-2,8 за 1 куб. см объема двигателя. На машины от трех до пяти лет – с 25% до 35%, но не меньше €1,2-2,8, на авто старше пяти лет – до €2,5-5,8 за 1 куб. см двигателя. Мера подавалась как временная с ограниченным сроком действия – до осени 2009 года. Затем срок был продлен до середины лета 2010 года, а после вступления в силу норм Таможенного союза временные заградительные ставки стали постоянными.

Снижение пошлин продолжится и в дальнейшем, но уже не будет таким значительным. В течение первых трех лет присутствия в ВТО Россия будет скидывать по одному проценту ежегодно; за последующие четыре года произойдет плавное снижение до 15%. Для потребителей новость, безусловно, приятная. Конечно, это вряд ли приведет к уменьшению цен на импортные автомобили, но, возможно, их традиционное подорожание в новом сезоне окажется чуть скромнее. У производителей есть повод для печали. В том же 2012 г., теоретически, перестанут действовать государственные программы поддержки автопрома, и в новых условиях конкурировать с "варягами" станет сложнее. Впрочем, это не смертельно.

Постоянное повышение таможенных ставок как инструмент конкурентной борьбы мера сама по себе довольно спорная. Действует она эффективно, но очень уж расслабляет. Зачем искать баланс между ценой и качеством, когда с легкостью можно довольствоваться исключительно первым пунктом. Повышенные тарифы на импорт хороши только тогда, когда сопровождаются реальной модернизацией экономики, а не бесконечными разговорами о том, что вот-вот в стране случится технологическая революция. А пока техническая отсталость российских предприятий за счет подобных мер лишь усиливается. Кстати, и конкурировали-то они в основном не с новинками, а с подержанными иномарками, о снижении пошлин на которые никто даже не заикается.

Для чиновников поставить очередной заградительный барьер гораздо проще, чем разрабатывать сложные механизмы поддержки отечественного производителя в рыночных условиях. Хотя именно такие механизмы, пусть даже позаимствованные у других стран, дают куда более ощутимую отдачу, и как раз автопром стал самым наглядным тому примером. Сокращение импорта подержанных машин принесло определенные плоды, но в большей степени своим нынешним хорошим самочувствием внутренний рынок в первую очередь обязан программам господдержки – льготным кредитам и утилизации автохлама.

Запретительные ставки свою роль в развитии российской автомобильной промышленности тоже сыграли, но еще до кризиса, который лишь усилил положительный эффект. Таможенные барьеры, помноженные на растущий спрос, заставили иностранных производителей активнее использовать местные площадки для сборки своей продукции и строить собственные заводы. Во время кризиса некоторые из них, еще не успевшие обосноваться в России, отказались от подобных планов. Зато другие наряду с "коренными жителями" смогли воспользоваться государственными мерами поддержки. В результате автомобили, произведенные на российских заводах, все активнее замещают импортных собратьев: если до кризиса их позиции были примерно равны, то сейчас до 70% продаж приходится на продукцию местного производства. На данный момент импортируются в основном те модели, которые в России не выпускаются и не имеют массового спроса. И даже 5%-ное уменьшение ставки на такое положение дел особо не повлияет.

Стоит отметить, что о снижении пошлин на новые иномарки в правительстве задумались отнюдь не вчера. В конце марта 2010 г. МЭР обратилось к премьер-министру Владимиру Путину с предложением снизить таможенные пошлины на данную категорию. В письме ведомства подчеркивалось, что новые иномарки не являются ценовыми конкурентами автомобилям, произведенным и собранным в России, а сохранение высокого уровня таможенных пошлин может привести "к техническому застою, снижению стимулов для модернизации, инновации производства", а также к "злоупотреблениям монопольным положением на рынке". Оппонентом выступал Минпромторг, заявлявший о необходимости сохранения текущих ставок как минимум до 2015-2016 года.

В начале августа первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что правительство планирует рассмотреть этот вопрос. Правда, в конце того же месяца Владимир Путин неожиданно заявил о возможном повышении тарифов на ввоз новых иномарок. Но что примечательно, при этом добавил: страна может позволить себе подобный демарш, поскольку не является членом ВТО. Не исключено, что уже тогда автомобильная карта разыгрывалась в сложном пасьянсе переговоров по вступлению России в мировой торговый клуб. Акцентируя внимание на уступках в рамках данной темы, российская сторона, возможно, в последний раз попытается добиться лучших условий по более значимым позициям, таким, как субсидирование сельского хозяйства.

Выбор читателей