Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: РБК |
Хотя, казалось бы, мировой рынок диктует иные условия: нефть в связи с последними событиями в мире стремительно дорожает, а значит, должен дорожать и розничный продукт, из этой нефти получаемый, отмечают, в свою очередь, "Известия".
Но сыграло свою роль вмешательство российских властей. Как мы помним, 9 февраля премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по итогам работы ТЭК в 2010 г. заявил о необходимости скорректировать цены на топливо. "Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо".
Основные претензии регуляторов коснулись зимнего дизельного топлива и авиационного керосина, в последние месяцы 2010 г. подорожавшего на 20%. По версии ФАС, основной причиной роста цен стало падение производства авиационного топлива на фоне одновременного сокращения объемов поставок авиакеросина на внутренний и внешний рынки. В ведомстве также отметили и дефицит дизельного топлива на внутреннем рынке, связав его с 25%-м увеличением экспорта в октябре-ноябре прошлого года.
Первыми на это отреагировали частники. "Поставки дизельного топлива зимнего осуществлялись ТНК-ВР в период с октября по декабрь 2010 г. только на внутренний рынок - из общего объема производства в 445,8 тысячи тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%", - говорится, в частности, в заявлении компании ТНК-ВР. При этом, отмечает ТНК-ВР, рост цен на российских АЗС удалось сдержать, несмотря на потерю части рентабельности в данном канале сбыта.
Вместе с тем цены в "бензиновом" сегменте, как указано выше, значительно снизились, что вполне вписывается в понятие социальной ответственности бизнеса с учетом ситуации на рынке. А бензин, действительно, в настоящее время стал таким же социально значимым товаром, как, к примеру, продукты питания, отмечают эксперты.
"Если взять среднестатистическую российскую семью из 4 человек со средним доходом 17 тысяч рублей в месяц, то, если в этой семье есть машина, мы увидим, что около 10% семейного бюджета тратится на бензин. Разве это возможно? На мой взгляд, здесь нужна четкая линия государства", - говорит президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль.
Так или иначе, дальнейшего снижения цен на бензин ждать, увы, не приходится. "Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно и объективных причин для дальнейшего снижения цены на нефтепродукты нет", - цитируют "Известия" директора Русского топливного агентства Сергея Цукасова. Но и на данный момент цены уже вернулись к уровню ноября 2010 г., а если вспомнить о том, что в этом году была увеличена ставка акциза, и исключить этот фактор, то к более ранним уровням. При этом если инфляция в 2010 г. составила 8,8%, то рост цен на бензин - всего 6,5%.
Остается добавить сюда повышенную нагрузку на нефтяников, связанную с весомым процентом отчислений в российский бюджет. "Скажем, в Штатах совокупное налогообложение на нефтянку процентов 15 примерно, а у нас - 50 с лишним, - заявил он. - Отсюда мы берем доходы в бюджет и финансируем социальные программы, программы, связанные с оборонкой, и так далее", - отметил премьер Владимир Путин во время своей "Прямой линии" в декабре прошлого года.
"У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи рублей за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти", - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Получается, что, с одной стороны, от нефтяной отрасли ожидают все больших поступлений в госбюджет, с другой - цены на бензин, ставший сегодня социально значимым товаром, не могут формироваться исключительно из рыночных предпосылок, резюмируют "Известия".
Государства-карлики нашли способ получить выгоду