Названы главные виновники роста цен

Одной из ключевых причин инфляции на потребительском рынке, наряду с монетарными факторами и неурожаем, являются картельные сговоры. Глава ФАС Игорь Артемьев затруднился назвать отрасль, где не было бы этой заразы


Игорь Артемьев. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Ценовым беспределом Россия обязана картельным сговорам, опутавшим все сегменты экономики. Именно эти "неформальные объединения" являются одной из ключевых причин инфляции на потребительском рынке, наряду с монетарными факторами и неурожаем, заявил во вторник глава ФАС Игорь Артемьев. "Я даже не могу назвать рынок, где бы их не было", – посетовал он. При этом руководитель антимонопольного ведомства подчеркнул, что подобные утверждения базируются не на пустом месте: у ФАС есть серьезная база доказательств.

Господин Артемьев напомнил, что МВД уже возбудило уголовное дело по факту картельного сговора СУЭК, "Русского угля" и "Стройсервиса", а ранее прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела по сговору на рынке лекарственных препаратов. "Около десяти фармацевтических компаний привлекаются сейчас к ответственности, ведется расследование. Но пока рано говорить о том, чем будет дело завершено", – сказал глава ФАС.

В разработке ведомства находится еще порядка десяти дел по факту создания картелей, которые планируется возбудить в ближайшее время. Угроза нависла над игроками страхового рынка (КАСКО, ОСАГО) и рынка хлора. По словам Артемьева, именно хлорные договоренности лежат в основе роста тарифов на питьевую воду для всех россиян с 2000 года. Одновременно ФАС изучает ситуацию на предмет существования картелей еще на пяти – шести рынках, в том числе в химической промышленности, фармацевтике, ТЭК, на рынке соли.

Кроме того, антимонопольщики намереваются вести постоянный мониторинг ситуации на рынках, где повышение цен воспринимается особенно болезненно, – моторного топлива, лекарственных средств и продовольствия. Впрочем, это вовсе не означает, что эксперты ФАС будут ходить по продуктовым магазинам. "Нам вообще у ларьков делать нечего, это конкурентный рынок", – поясняет Артемьев.

Ведомство собирается следить за крупными предприятиями, такими, например, как нефтеперерабатывающие, мясоперерабатывающие и молокозаводы, которые нарушают закон о конкуренции при закупках сырья или завышают цены на свою продукцию. И вообще, по словам руководителя ФАС, следует "уходить от мелких, мелочных дел" и "стараться работать по крупным, чтобы это приводило к макроэкономическим изменениям".

Пока серьезных изменений в экономике усилия ФАС не обеспечили, хотя назвать работу ведомства вовсе неэффективной было бы несправедливо. В 2010 г. антимонопольщики сумели собрать более 6 млрд руб. штрафов, в основном, за счет вертикально интегрированных нефтяных холдингов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. Сумма выглядит внушительно на фоне предыдущих достижений – 1,236 млрд в 2008 г. и 1,032 млрд в 2009 году. Но и она теряет свой блеск, если вспомнить, что изначально штрафов было насчитано в два с лишним раза больше: по итогам первой и второй волны дел против нефтяников в 2008 и 2009 гг. они составили 15 млрд рублей. Однако получить эти деньги не так-то просто: энергетические гиганты до последнего бьются за каждую копейку. Причем эта борьба вовсе не отбила у них желания сбиваться в картели. В феврале текущего года возбуждено очередное дело в отношении ряда крупнейших нефтяных компаний.

И все же определенные сдвиги происходят. За последние несколько лет ФАС удалось добиться права взимать штрафы в процентах от оборота компании-нарушителя вместо прежних фиксированных сумм, а также ввести закон об уголовной ответственности за создание картелей. Осенью прошлого года был запущен специальный сайт "Антикартель", где в доступной форме гражданам рассказывают о том, что такое картели и чем они плохи и куда любой желающий может сообщить об известном ему картельном сговоре.

Сейчас ФАС делает ставку на развитие сотрудничества с силовыми структурами, поскольку сама антимонопольная служба не имеет права проводить оперативно-следственные мероприятия, без которых бывает просто невозможно доказать наличие сговора. Доказательство подобных преступлений – вообще самое слабое место в работе надзирательных органов.

Но главная проблема заключается в том, что ФАС приходится лечить симптомы болезни, причина которой заключается в отсутствии благоприятных условий для развития конкуренции в России. И в этом смысле желание ведомства не разбрасываться по мелочам вполне похвально, если, конечно, оно получит реальное воплощение в жизнь. Тогда небольшой бизнес сможет испытать хоть какое-то облечение.

Кстати, в 2004 г. Герман Греф, тогда еще в ранге министра экономического развития, отвечая на вопрос журнала Forbes, в каких отраслях существуют картели и монополии, заметил, что проще перечислить конкурентные рынки. И в качестве таковых привел продукты питания, бытовую технику и электронику. Мог ли он предположить, что спустя семь лет цены на гречку за короткое время взлетят в два – три раза... Впрочем, уже тогда ФАС могла похвастаться заметными победами на этом поприще. В том же 2004 г. ей удалось доказать сговор владельцев бензоколонок, которые тремя годами ранее разом повысили цены на все виды бензина вдвое. Отчаянно сопротивлявшиеся нефтяники добрались до Страсбургского суда, но потерпели поражение. В итоге не только государство пополнило казну, но и простые автомобилисты, сохранившие чеки на топливо, получили с нефтяных компаний переплаченные за три года деньги.

История повторяется. Питерское УФАС обвинило торговые сети в ценовом сговоре в декабре 2010 г. и после новогодних праздников назначило крупнейшим ритейлерам города внушительные штрафы. Торговцы с таким решением не согласились и пошли по судам. Однако антимонопольщики уверены, что сумеют выиграть все процессы и сетям все же придется заплатить, ориентировочно, в 2014 году. Население получит право на компенсацию переплаты, а за два года может набежать весьма приличная сумма. Так что собирайте чеки, дамы и господа!

Выбор читателей