Нефть оказалась сильнее радиации

Нефть снова дорожает: ближневосточный кризис и впредь будет определять долгосрочный тренд на рынке. Затормозить процесс повышения цен может резкое ухудшение ситуации на АЭС "Фукусима-1"


ФОТО: AP



Мировые цены на нефть оправились от шока, вызванного катастрофой в Японии, и снова пошли в рост. Еще во вторник они снижались на опасениях трейдеров относительно возможного падения спроса со стороны пострадавших от землетрясения японских предприятий, в первую очередь нефтеперерабатывающих заводов. Цена Brent по итогам торгов упала на $5 – до $108,67 за баррель, а WTI подешевела на $3,68 – до $97,51 за баррель. Однако уже в среду динамика изменилась. По состоянию на 00:30 мск стоимость Brent составила $110,89 за баррель, WTI – $98,14 за баррель.

Рынок вновь обратил внимание на беспокойный Ближний Восток. Новый повод для волнений дал Бахрейн. Во вторник в стране был введен режим чрезвычайного положения сроком на три месяца в связи с непрекращающимися народными волнениями. Днем ранее туда прибыли более тысячи военных из Саудовской Аравии для обеспечения общественного порядка в рамках миссии Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Оппозиционные силы квалифицировали этот шаг как "оккупацию". В ответ в столице был введен комендантский час, а ранним утром в среду силы безопасности Бахрейна атаковали палаточный городок революционеров, больше месяца назад установленный на центральной площади Манамы. Несколько демонстрантов погибли, сотни были ранены. Участники нефтяного рынка опасаются, что волна народного гнева может захлестнуть соседнюю Саудовскую Аравию – основного поставщика энергоресурсов в регионе.

Не добавляет оптимизма и Ливия. Мировое энергетическое агентство прогнозирует, что для восстановления добычи и экспорта нефти оттуда понадобятся не недели, а месяцы. Между тем в Ливии по-прежнему идут ожесточенные бои между революционными мятежниками и армией Муаммара Каддафи. Сам Каддафи подливает масла в огонь: в недавнем телеинтервью он в очередной раз обвинил западные кампании в том, что они участвовали в антиправительственном заговоре, и заявил о намерении отдать все нефтяные контракты Ливии российским, китайским и индийским компаниям. Исключение будет сделано только для Германии. Резкое заявление полковника слегка смягчил заместитель министра иностранных дел Ливии Халед Каим: он заверил, что все действующие контракты с западными нефтяными компаниями будут соблюдены. Но вот на заключении будущих договоренностей нынешние события, скорее всего, отразятся.

В отличие от японских событий, ближневосточный кризис является системным, закончится явно не скоро, поэтому он и впредь будет определять долгосрочный тренд на нефтяном рынке. Затормозить процесс повышения цен может резкое ухудшение ситуации на АЭС "Фукусима-1", где продолжается отчаянная борьба с разрушениями и возрастает угроза неконтролируемой цепной реакции с непредсказуемыми последствиями. С другой стороны, если специалистам удастся справиться с этой проблемой, Японии потребуются дополнительные энергоресурсы для замены выбывших из строя атомных станций и восстановления национальной экономики. И это тоже может способствовать увеличению стоимости нефти, хотя эксперты прогнозируют, что в первую очередь вырастет спрос на газ.

О возможности скачка нефтяных цен до $200 за баррель заговорили на самом высоком уровне. В среду такой прогноз озвучил министр финансов РФ Алексей Кудрин, отметив при этом, что рост до $150 – $200 за баррель может быть только "спекулятивным и краткосрочным" и за ним последует снижение цен в течение двух – трех лет до уровней ниже $100 за баррель. Глава Минфина добавил, что цена на нефть, превышающая отметку в $110 за баррель, существенно повышает издержки в экономике. Впрочем, именно такая цена позволит российскому бюджету избавиться от дефицита, так что потенциальные издержки в данном случае вполне сопоставимы с выгодой.

Выбор читателей