Моше Кацав заставил Израиль гордиться позором

Израильские государственные деятели высказывались по поводу вчерашнего приговора в том духе, что это печальный для Израиля день: президент-насильник не лучшим образом влияет на имидж страны. Но, несмотря на обуявшую их печаль, политики нашли повод для гордости


ФОТО: AP



Израильская судебная система продемонстрировала, что для нее нет неприкасаемых: 22 марта был оглашен приговор бывшему президенту страны Моше Кацаву.

Судьи заявляли о необходимости сделать этот случай показательным примером строгости закона, однако приговор был относительно мягким: семь лет лишения свободы плюс два года условно. Ранее теоретики подсчитали, что по статьям обвинения срок может дойти и до 16 лет, поэтому можно предположить, что после оглашения приговора заинтересованные лица вздохнули – кто с облегчением, кто с огорчением. Вскоре должен вздохнуть и охнуть кошелек бывшего президента: кроме тюремного срока, Кацава обязали выплатить компенсации двум пострадавшим: $30 тыс. одной и $7 тыс. – другой. На этом финансовые претензии к осужденному не закончатся – еще одна пострадавшая заявила о намерении подать в отношении Кацава гражданский иск на несколько миллионов.

Дело о президенте-насильнике тянулось очень долго и началось, в сущности, с дела о шантаже: бывшая подчиненная Кацава позвонила ему с целью получить от него некую сумму денег в обмен на то, что она не пойдет в полицию с жалобой по поводу его сексуальных отношений с ней в период совместной работы. Причем с того момента прошло довольно много времени, и дама довольно быстро продвигалась по служебной лестнице, следуя "в фарватере" Кацава.

По утверждениям служителей Фемиды, в данном случае нельзя было говорить ни об изнасиловании, ни о вымогательстве – по крайней мере, в том виде, как его понимает закон. Вымогательство не подразумевает того, что вымогатель угрожает правоохранительными органами. Тем не менее дело Кацава началось с того, что он пожаловался в полицию на вымогательницу и предоставил запись телефонного разговора с нею. Итогом ознакомления правоохранительных органов с этой записью стало открытие против Кацава дела об изнасиловании.

Дело экс-президента раскручивалось прессой все активнее, и пострадавших в нем появлялось все больше. Но в итоговых материалах дела фигурируют всего два доказанных случая насилия; кроме них, бывший президент осужден за непристойное поведение, сексуальные домогательства и препятствование суду.

Во время заседания суда Моше Кацав несколько раз выкрикивал, что все обвинения ложны и что ему не дали представить суду собственных свидетелей, а также требовал обнародовать все материалы дела. К этому требованию присоединились его адвокаты, заявив, что намерены добиваться публикации всех следственных материалов. Якобы, из-за того что эти материалы не были доступны общественности, СМИ вместе со свидетелями обвинения успешно сформировали в массовом сознании образ Кацава как серийного насильника и развратника.

Возможно, этот шаг – всего лишь попытка воздействовать на общественное мнение: само требование опубликовать материалы намекает на то, что в них есть нечто в пользу осужденного, тем более что Кацав продолжает упорно настаивать на своей полной невиновности. Его семья и адвокаты заявили, что собираются подать апелляцию в Верховный суд Израиля.

Не известно, будет ли апелляция подана на самом деле, особенно учитывая историю взаимоотношений Кацава с судебной системой: на одном из этапов следствия он отказался от сделки с прокуратурой, не пожелав согласиться на условный срок и небольшой штраф. Результатом стал вынесенный вчера приговор, где срок уже не условный и штраф нельзя назвать небольшим. Не исключено также, что апелляция в Верховный суд может закончиться увеличением срока пребывания Кацава в тюрьме.

Израильские государственные деятели высказывались по поводу вчерашнего приговора в том духе, что это очень печальный день для Израиля: президент-насильник не лучшим образом влияет на имидж страны. Тем более что должность президента в Израиле является, в первую очередь, имиджевой – реальным управлением государством занимается премьер-министр.

Но, несмотря на обуявшую их печаль, политики нашли повод для гордости. Как сказал премьер-министр Биньямин Нетаньяху, "судебная система страны показала, что ей можно гордиться, утвердив простой принцип: перед законом равны все. Никто не стоит выше закона. Это выделяет Израиль на фоне большого количества соседствующих государств. Суд также утвердил еще один принцип равенства – равенство мужчин и женщин. Каждая женщина вправе сама распоряжаться своим телом, честью и свободой. Никто не имеет право отнять это у нее. В этом Израиль тоже выделяется на фоне своих соседей – своей демократией, юридической системой и соблюдением прав человека".

Шимон Перес, который занимает кресло президента Израиля в данный момент (хочется надеяться, что это не то самое кресло Кацава с богатой эротической историей), согласился с премьером насчет несгибаемости и неизлечимой слепоты израильской Фемиды – перед законом равны все. Тем не мене, Перес сообщил, что не станет убирать из президентской резиденции бюст своего предшественника, который находится в палисаднике вместе с бюстами остальных президентов Израиля. Возможно, тем самым он просто хочет сэкономить на отделке и не искать садового гнома на замену.

Адвокаты Кацава сумели добиться от суда отсрочки исполнения приговора на 45 дней, так что у восьмого президента Израиля есть время до 8 мая, чтобы морально и физически подготовиться к кардинальной смене соседей и прочих жизненных условий. Что же касается простого люда, его реакция на приговор была довольно вялой. Народ устал как от давно осужденного прессой высокопоставленного развратника, так и от его обличителей, в первых рядах которых находится дама, пытавшаяся "и невинность соблюсти, и капитал приобрести" – то есть изучить эротический потенциал офисной мебели и получить несколько десятков тысяч долларов без судебной волокиты.

Выбор читателей