"Единая Россия" не верит в сказки

В партии власти производят переоценку базового электората, рассуждают о цивилизованных дебатах и не собираются рассматривать неблагоприятные сценарии


Фото с сайта er.ru



Российские политические партии начали парламентскую предвыборную кампанию. Спецкор "Yтра" побеседовала с заместителем секретаря президиума Генсовета "Единой России" по креативу Юрием Шуваловым о планах партии по повторному завоеванию парламента, утопической оппозиции и кандидате в президенты.

"Yтро": Юрий Евгеньевич, заместитель секретаря президиума Генсовета ЕР Андрей Исаев недавно заявил, что "Единая Россия" больше не партия всех россиян. Так для кого она теперь?

Юрий Шувалов: Для любой политической партии принципиальный вопрос – четко определиться со своим электоратом. Мы продолжаем себя позиционировать как партия большинства российских избирателей. И мы являемся партией большинства, что подтвердили последние выборы. Но если раньше говорили, что мы – партия всех россиян, то сейчас это не совсем корректно. Наш базовый электорат – бюджетники, многие пенсионеры, госслужащие, военнослужащие, представители массовых профессий, работники промышленных предприятий, крестьяне... Мы, в первую очередь, апеллируем к ним. Мы понимаем, что развивается политическая система, происходит процесс становления партий. Например, партии левого спектра более четко заявили о себе – КПРФ, "Справедливая Россия". Продолжаются такие попытки и на правом фланге.

"Y": А в прошлом избирательном цикле этого не было? Оппозиция за это время подняла голову?

Ю.Ш.: Можно сказать и так. Мы укрепляем всю партийную систему, а значит, есть условия для укрепления всех партий. Оформляется левый спектр, там происходят изменения по сравнению с прошлым избирательным циклом. Но пока проекты "Справедливой России" и КПРФ остаются утопией, это красиво написанная сказка, которая не имеет под собой почвы – программы, достижения результатов. Они оторваны от национальной традиции, от российской действительности.

Что касается правой партии, то свой избиратель у нее есть, но разговоры о правом фланге пока остаются только разговорами. Но даже если произойдут какие-то серьезные кадровые изменения, например в "Правом деле", и их позиции усилятся, то это, скорее, навредит "Справедливой России". Эти партии объединяют представления о том, что государство не должно быть сильным.

То есть, развитие партийной системы – процесс сложный и многогранный. Главное – чтобы каждый избиратель мог найти свою партию.

"Y": В дебатах с "утопистами" будете участвовать?

Ю.Ш.: Я сторонник того, чтобы партия на всех уровнях участвовала в дебатах. Раньше в политике была переходная ситуация. Наши оппоненты были недоформировавшиеся с идеологической, программной точки зрения. Они использовали дебаты для рекламы, но были не готовы обсуждать содержательные вещи. Эти выборы будут более подготовлены со стороны оппозиции, по ее мнению. И мы можем надеяться на дебаты по существу – и скучно не будет, и польза будет. И задача будет не в том, чтобы привести на дебаты какого-то идеального человека, которого бы не обвинили, что он слишком толстый или некрасивый, а, надеюсь, пойдет разговор по существу, о программах. Хочется цивилизованных дебатов.

"Y": Какая цель стоит перед партией на выборах?

Ю.Ш.: Для нас принципиально важно сохранить большинство в парламенте. Думаю, эта задача будет решена.

"Y": Большинство или конституционное большинство?

Ю.Ш.: Все решит избиратель. Уже простое большинство позволит динамично работать. Задача формирования конституционного большинства важна, и она не снимается. При этом при принятии тех или иных решений мы сможем голосовать и вместе с теми, кто пройдет в Госдуму от других партий. Мы не видим среди партий врагов России, которых нужно будет блокировать любой ценой.

"Y": Для "Единой России" предвыборная кампания 2007 и 2011 годов чем-то отличаются?

Ю.Ш.: В 2007 году кампания была во многом инерционной. Главный лозунг был "План Путина – победа России". Страна готовилась к большому рывку от сырьевой экономики. Но разразился кризис, и Россия не смогла перескочить в новое качество, сохранился статус-кво, это изменило настроения. Благодаря "Единой России" страна пережила кризис с минимальными потерями, и сегодня надо снова консолидировать людей для рывка, для того, что мы называем модернизацией. Нужно, чтобы модернизация стала идеей народа, нужна широкая общественная платформа. Так что эта кампания требует внимательного общения с каждым человеком. Нужно создать такие условия, когда каждый человек может участвовать в принятии решений, в выработке законов, в том числе с широким использованием Интернета, как было с Законом о полиции.

"Y": Сергей Миронов уже заявил, что не планирует в этот раз поддерживать кандидата в президенты, выдвинутого "Единой Россией". Вас это пугает?

Ю.Ш.: Нет, для нас не принципиальна поддержка нашего кандидата другими партиями. Но если мы выдвинем, а другие поддержат, то это отлично, потому что президент представляет и учитывает интересы всех россиян. Так уже было: кандидатуру Дмитрия Медведева, кроме "Единой России", поддержали еще три партии.

"Y": Какой самый неблагоприятный сценарий для партии на предстоящих выборах?

Ю.Ш.: Мы не говорим о неблагоприятных сценариях. Пусть об этом на досуге размышляют наши оппоненты.

Выбор читателей