Не ищите работу в социальных сетях

Во многих странах пользователи считают социальные сети хорошим подспорьем для карьерного продвижения. В России основная масса соискателей по-прежнему предпочитают трудоустраиваться по знакомству




"Ищу арт-директора на 160 тысяч" – такой статус появился недавно на странице моей близкой подруги в одной из популярных социальных сетей. Подруга работает специалистом по подбору персонала. "Эх, кажется, не ту профессию выбрала", – шутливо посетовала я при первой же нашей встрече. "Ты не одна такая: этот статус возбудил многих", – ответила она. К сожалению, подходящего специалиста среди возбужденных граждан так и не нашлось. И дело даже не в том, что на подобную вакансию может претендовать лишь специалист очень высокого уровня. Социальные сети вообще не дают заметных результатов в таком деле. Подруга признается, что несколько раз ей удавалось вылавливать там кандидатов, но это, скорее, исключение, да и то она сама выступала инициатором общения.

Этот пример является наглядным подтверждением результатов недавнего глобального исследования Kelly Global Workforce Index, которое показало, что соискатели не считают социальные сети эффективным способом поиска работы. В опросе приняли участие 97 тысяч человек из 30 стран мира, в том числе 7,5 тыс. – из России. И лишь 1% участников сообщили, что находит работу с помощью общения на подобных площадках. Причем, этот показатель одинаков как для мира в целом, так и для России в частности, тогда как в остальных аспектах данные разошлись.

В мире самым популярным способом поиска работы являются объявления на специализированных интернет-ресурсах – 26%. Чуть меньше людей (22%) находят работу по рекомендациям друзей и знакомых. Еще 17% кандидатов получают прямые приглашения от работодателя, и такое же число соискателей устраиваются на работу через рекрутинговые агентства, а 7% откликаются на вакансии в печатных изданиях. В России основная масса соискателей по-прежнему предпочитают трудоустраиваться по знакомству. По рекомендации находит работу почти треть соискателей – 29%, далее следуют приглашения непосредственно от работодателей – 26%, и только на третьем месте – онлайн-порталы с банком резюме и вакансий (25%). А вот кадровые агентства на отечественном рынке труда как-то не прижились: с их помощью находят работу всего 8% соискателей.

Примечательно, что сами по себе социальные сети в России весьма популярны. По этому показателю мы находимся в числе мировых лидеров: 66% соотечественников, принявших участие в опросе, отметили, что ежедневно проводят на виртуальных площадках для общения до 1 часа. Еще 11% тратят один – два часа, а 6% – более двух часов в день. И только 18% респондентов заявили, что вообще не занимаются подобными глупостями.

Генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова уверена, что неприятие подобных каналов с точки зрения поиска работы – явление временное. "Социальные медиа обладают неограниченными возможностями, которые еще только предстоит освоить рекрутерам", – поясняет она. Впрочем, некоторые навыки работы с такими сетями рекрутеры уже освоили достаточно успешно. С помощью виртуальных коммуникационных площадок они проверяют потенциальных кандидатов на ту или иную должность. И слишком откровенная фотография или чрезмерно смелые высказывания на злободневную тему вполне могут послужить причиной для отказа в приеме на работу.

Но и соискатели прекрасно об этом осведомлены. В ходе все того же исследования Kelly Global Workforce Index 17% респондентов выразили беспокойство по поводу того, что материалы с личной страницы могут повредить их карьере, а 35% опрошенных признались, что сознательно подвергают цензуре содержание своей страницы в социальной сети именно потому, что хотят избежать возможных проблем с дальнейшей карьерой. При этом полностью отказываться от виртуального общения они не собираются. Более того, 24% участников опроса полагают, что проявление активности в социальных сетях способствует карьерному продвижению. Просто надо "фильтровать базар". Впрочем, это правило способствует успешной карьере независимо от способа поиска работы.

Выбор читателей