"Народный гараж": уйти, чтобы остаться

Программе "Народный гараж" обещают ребрендинг, но не прекращение. Идея строительства таких парковок за счет граждан себя оправдала, уверены чиновники, и отказываться от этой практики не собираются


ФОТО: ИТАР-ТАСС
ВСЕ ФОТО



С началом бурной дорожно-транспортной деятельности нового столичного руководства многих наблюдателей заинтересовал вопрос: что теперь будет с излюбленным детищем прежнего градоначальника – программой "Народный гараж". Проект этот, как известно, вызвал у горожан весьма неоднозначную реакцию и за несколько лет существования собрал внушительную коллекцию нареканий. Одних раздражало неудобное расположение будущих парковочных комплексов, других – вялые темпы их строительства. Большинство же автолюбителей просто отказывались считать "народными" многоэтажные парковки, стоимость места в которых сопоставима с ценой бюджетной иномарки.

В первые дни правления нового мэра некоторые эксперты выражали надежду, что "народные гаражи" будут забыты. В частности, об этом говорил в интервью "Yтрy" лидер всероссийского движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, по мнению которого в рамках данной программы правительство, по сути, за деньги автолюбителей приобретало себе собственность. "Человек, покупая за 350 тысяч рублей кусок бетона в воздухе, права на землю под ним не имел, и фактически не имел права собственности, – пояснил Лысаков. – Вообще, это афера на самом деле, я считаю, антинародный гараж. Программа совершенно себя не оправдала, более того, дискредитировала".

Негативное отношение общества к "народным гаражам" московские власти ощущают, но трактуют его по-своему. Так, по словам председателя комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москоминвест) Константина Тимофеева, горожанам просто непривычно, что рядом с их домами вырастают трех – четырехэтажные здания для хранения машин. Но это мировая практика, и на нашей земле она рано или поздно приживется, полагает он. Идея строительства подобных гаражей за счет граждан себя оправдала, уверены чиновники, и отказываться от этой практики не собираются.

Результаты программы они оценивают как весьма успешные. На данный момент в "народных гаражах" реализовано порядка 70% площадей. В текущем году количество таких объектов возрастет на 141 единицу, в 2012 г. их число увеличится до 250, а к 2016 г. планируется построить 350 гаражей на 300 тыс. парковочных мест. Средняя себестоимость строительства одного такого места составляет 320 – 340 тыс. руб., а в ЦАО может доходить до 700 тыс. руб. и даже до миллиона. Понятно, что при таком раскладе говорить о "народности" смешно. Поэтому, в первую очередь, программа рассчитана все-таки на новостройки в более отдаленных районах. Здесь власти постараются удержать цену на уровне 350 тыс. руб. за место, пообещал Тимофеев.

Представитель Москоминвеста полагает, что такие гаражи являются вполне доступными для населения. И все же называть их "народными" чиновники уже опасаются, и Константин Тимофеев предлагает забыть это название. Дискредитировавший себя бренд, скорее всего, действительно уйдет в небытие. Но только бренд. Сама же программа будет переименована и станет одной из составных частей концепции развития парковочного пространства Москвы, которая должна быть утверждена в ближайшее время. В рамках этой концепции предусматривается развитие не только многоэтажных многоместных парковок в новостройках, но и небольших парковок на уже застроенных территориях, плоскостных парковок во дворах, на дорожной уличной сети и т.д. "Будем рассматривать все виды гаражей, и называть эту программу "народный гараж" уже не совсем правильно", – поясняет Тимофеев.

Еще один аргумент в пользу ребрендинга – привлечение к строительству инвесторов. Чтобы повысить их интерес к подобным проектам, рассматривается возможность размещения на первых этажах сервисных центров, ремонтных мастерских, магазинов и других предприятий сферы услуг, необходимых автомобилистам. А когда гараж частично или даже полностью возводится не только на личные деньги граждан, но и на коммерческие средства, народным его уже не назовешь. При этом в случае, если все здание будет построено за счет инвестора, скорее всего, парковочные места в нем будут предлагаться в аренду, а не на продажу. Ведь тому, кто вложил деньги, хочется вернуть их с прибылью, но когда конечная цена почти равна себестоимости, много не заработаешь. Установить же более высокую цену не позволит конкуренция с теми гаражами, что строятся за счет будущих владельцев парковочных мест.

Предлагаться в аренду, скорее всего, будут и непроданные места в паркингах, которые уже готовы или находятся в процессе строительства. На данный момент проект соответствующего распоряжения находится в работе. По словам Тимофеева, стоимость аренды будет сопоставима с тарифами коммерческих парковок – порядка 2 – 3 тыс. рублей в месяц.


Обсудить на Facebook

## ИТАР-ТАСС ©

Выбор читателей