Исландский вулкан вновь угрожает авиасообщению над Европой

Воздушное пространство островной страны закрыто из-за начавшегося извержения Гримсвотна,пепел которого поднялся на высоту на 20 километров. Европа надеется, что извержение вулкана не нарушит авиасообщения над материком


ФОТО: АР



Всем, кто часто летает Европой, стоит скрестить пальцы и загадать, чтобы "синдром Эйяфьятлайокудля" не вернулся. Дело в том, что в Исландии проснулся вулкан, который может добиться печальной славы своего собрата с непроизносимым названием. Пепел Гримсвотна уже поднялся на высоту 20 км, что стало причиной закрытия воздушного пространства Исландии.

В управлении гражданской авиации Исландии Isavia отметили, что пока не могут сказать, каков будет масштаб последствий от выбрасываемого в воздух вулканического пепла. Известно, что до понедельника, 23 мая, европейские авиаперевозчики могут спать спокойно - до этого срока Гримсвотн им точно не помешает.

При этом исландские власти надеются, что транспортный коллапс, вызванный в прошлом году извержением Эйяфьятлайокудля, не повторится. Стоит ли говорить, что на это рассчитывает вся Европа. По мнению экспертов, Гримсвортн не должен повторить антидостижение вулкана-земляка.

Последний раз Гримсвотн просыпался в 2004 году, но нынешнее извержение, которое продлится еще как минимум несколько дней, уже мощнее того, что произошло семь лет назад. Всего же за историю наблюдений зафиксированы десятки извержений Гримсвотна.

Напомним, в конце марта 2010 г. началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль. Выбросы пепла стали причиной самого масштабного закрытия воздушного пространства над Европой со времен Второй мировой войны. В частности, полеты были полностью приостановлены над Великобританией и Данией. Убытки от закрытия аэропортов в общей сложности составили $1,5-2,5 млрд, более 10 миллионов пассажиров пострадали от перебоев авиасообщения.

Позже ученые признали обоснованным закрытие воздушного сообщения в связи с извержением Эйяфьятлайокудля. Вулканический пепел опасен из-за сильного ухудшения видимости и риска попадания в турбину самолета. В этом случае его частицы могут расплавиться и облепить лопасти турбины. В результате температура в двигателе опустится ниже допустимой черты и он просто остановится.

Проанализировав образцы пепла вулкана Эйяфьятлайокудль, ученые пришли к выводу, что он был необычно мелким. Если обычно количество частиц пепла размером 10 микрометров составляет не больше 2% от всех выбросов вулкана, то в пепле Эйяфьятлайокудля их было целых 20%. Мелкие частицы, как правило, не опускаются на землю, а разлетаются на большие расстояниях от вулкана, и поэтому особенно опасны.

Кроме того, большинство частиц из-за особенностей извержения имело неправильную форму с острыми краями. Такие фрагменты очень опасны для людей, поскольку могут серьезно повредить легкие. Кроме того, благодаря большой площади своей поверхности, такие частицы могут переносить на себе вредные вещества.

Читайте также

Выбор читателей