Лукашенко заклинает пустоту

Заявления о "временном характере трудностей" и о "происках врагов" давно утратили всякое правдоподобие. Белорусское "экономическое чудо" валится в пропасть, что бы там ни утверждал президент


Опустевшие прилавки одного из минских магазинов. ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Белорусская экономика валится в пропасть. В понедельник Нацбанк официально подтвердил девальвацию белорусского рубля. Многострадальный "зайчик" был девальвирован более чем на 55%, на вчерашних биржевых торгах его курс снизился до 3194 руб. за $1 США. В обменниках иностранная валюта при этом так и не появилась.

Действия Нацбанка вызвали панику среди населения. Люди всеми способами пытались освободиться от наличности, переводя ее в продукты питания и импортные товары. На автозаправках скопилось гигантское количество машин: автомобилисты активно переводили оставшиеся у них деньги в более надежную, на их взгляд, валюту – бензин. Огромные толпы выстроились у банкоматов.

Самостоятельно решить свои экономические проблемы Белоруссия не в состоянии, Запад нынешним белорусским властям помогать не собирается. Остается Россия.

Спасать Белоруссию ей не впервой. Но условия российских кредитов становятся все более жесткими. В прошлый четверг в Минске при участии премьер-министров двух стран было согласовано выделение Белоруссии кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $3 млрд – $3,5 миллиарда. Поскольку фонд формируется, в основном, за счет российских взносов, решающее слово в его использовании остается за Москвой. Деньги будут поступать частями – по миллиарду в год, под проценты, а главным условием кредита является приватизация ряда белорусских госпредприятий.

На экономическую ситуацию в Белоруссии существуют два взгляда. Один – независимых экспертов и населения, и с этой точки зрения видно приближение катастрофы. Так, по оценкам бывшего главы Нацбанка Станислава Богданкевича, покупательная способность белорусского рубля за последние месяцы упала на 30%, а на валютном – на 50%, и на столько же обесценились рублевые сбережения. За первый квартал 2011 г. золотовалютные резервы Белоруссии сократились на 25%, спрос на иностранную валюту стабильно превышает предложение. Растет отрицательное сальдо платежного баланса, а также долги – государственный и корпоративный.

У государства катастрофически не хватает денег, чтобы поддерживать на плаву свое "экономическое чудо". Собственно, чуда никакого и не было: были просто беспошлинные газ и нефть из России, которые давали низкоэффективным белорусским предприятиям (85% которых – государственные) определенные конкурентные преимущества. С недавних пор такая лафа фактически прекратилась, и Белоруссия оказалась на мели. Еще в начале года белорусские предприятия получили предписание уволить или отправить в отпуск, в общей сложности, полтора миллиона человек (при том что все трудоспособное население страны составляет 4,6 миллиона).

Таким образом, экономическая модель, построенная на сохранении госсобственности в советских масштабах и дешевых энергоносителях, рассыпается на глазах несчастных белорусов. "Они последние в СНГ, через 20 лет после развала СССР, начинают думать о реформах, – отмечает доцент Высшей школы экономики, член общественной российско-белорусской правозащитной комиссии Андрей Суздальцев. – Для этого нет ни задания политического класса, ни индивидуальной статистической массы, ни ресурсов. Если реформы в 90-е годы можно было сделать за копейки, сейчас нужны десятки миллиардов долларов". Все идеи Минска относительно исправления ситуации сводятся к просьбам о кредитах и административным мерам. В частности, белорусский президент заговорил об "укреплении дисциплины" с использованием "практики андроповских времен". И на местах его поняли буквально: в ряде областей уже проводились рейды в рабочее время (в частности, в торговых центрах) с целью выявления прогульщиков.

Однако есть и совершенно иной взгляд на проблему под названием "белорусская экономика". Его придерживается президент Александр Лукашенко. Он убежден, что экономика страны находится на подъеме, а трудности, с которыми она сталкивается, носят временный характер. "ВВП 112,3% к аналогичному периоду прошлого года – это высоко. Конечно, немного средств не хватает, но это временные трудности... Поэтому ориентация на то, что жить надо по средствам", – заявляет Лукашенко. Он, правда, не уточнил, по чьим средствам собирается жить. Но это и так понятно: по его словам, Россия готова прокредитовать Белоруссию, в общей сложности, на $6 миллиардов.

Накануне заседания в Минске Лукашенко сообщил, что у него состоялся телефонный разговор с Дмитрием Медведевым. Президенты согласовали выделение Минску стабилизационного кредита в $3 млрд, а еще столько же, по словам Лукашенко, Белоруссия получит от реализации своих товаров в России. То есть покупка белорусских товаров уже рассматривается как форма кредитования страны... И еще $7 млрд Минск рассчитывает получить в качестве кредита на строительство АЭС (правда, это будут, в основном, российские товары и услуги в рамках атомного проекта).

Но главные покупки будут все же в другой сфере. Россия намерена участвовать в белорусской приватизации, и ее интересуют, главным образом, предприятия ТЭК. В первую очередь, инфраструктура, по которой российское топливо поставляется в Европу через белорусскую территорию. "Газпром" уже приобрел 50% акций ОАО "Белтрансгаз" за $2,5 млрд, и теперь появляется возможность докупить оставшуюся долю. Белорусская сторона еще в начале апреля намекнула на возможность продажи оставшейся половины "Белтрансгаза", и теперь эта возможность станет необходимостью. Затем настанет очередь Новополоцкого и Мозырского нефтеперерабатывающих заводов – двух главных "дойных коров" в экономике Лукашенко, которые перерабатывают российскую нефть и поставляют бензин в Европу.


Обсудить на Facebook

## AP ©

Выбор читателей