Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: РБК |
По данным управления Федеральной антимонопольной службы по краю, дефицит бензина вызван ограниченным предложением на товарно-сырьевых биржах. Частные компании, которых на Дальнем Востоке насчитывается 113, подали заявки на бензин, но пока его не получили. А из-за перебоев с топливом возникают проблемы при доставке бензина в регион по железной дороге. Цистерны простаивают по два - четыре дня.
Пытаясь разобраться в ситуации, ФАС уже направила запрос о причинах повышения цен на топливо сбытовым компаниям "Приморнефтепродукт" и "РН-Востокнефтепродукт", на АЗС которых стоимость бензина с мая выросла на 5%. После последнего повышения розничная цена за литр АИ-92 у компании "РН-Востокнефтепродукт" составляет 27,6 руб., а у "Приморнефтепродукта" - 27,89 рубля.
Напомним, проблемы с бензином начались в России в апреле, после озвученных премьер-министром Владимиром Путиным требований к нефтяным компаниям снизить цены на нефтепродукты. Предприниматели сделали вывод, что проще торговать на зарубежном рынке, цены на котором не регулируются. В результате в стране начался дефицит бензина, а следом за ним рост цен на него.
Сначала топливный кризис захватил Алтайский край, затем схожая ситуация начала складываться в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, в Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях. В Приморье признаки топливного кризиса появились в мае. Тогда рост цен на бензин объяснялся тем, что филиал "Роснефти" компания "РН-Востокнефтепродукт" с некоторыми задержками поставляла топливо на Дальний Восток.
Пытаясь исправить ситуацию, правительство РФ решило с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось - до 90% от ставки пошлины на нефть (ранее ставка исчислялась, исходя из коэффициента 0,67). Тем не менее кризис в регионах продолжил набирать обороты.
Неделю назад глава нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов заявил, что проблемы с топливом в РФ наконец-то закончились. "Сегодня независимые продавцы и нефтяные компании в состоянии стабилизировать топливный рынок. В настоящее время мы наблюдаем, что рынок уже насыщен нефтепродуктами, на автозаправочных станциях больше нет очередей, практически все регионы не испытывают дефицита бензина", - сказал он.
"Сегодня мы рассматриваем цену, сложившуюся на рынке России, как цену стабильности. По этой причине в наших планах нет никакого роста цен на топливо, лишь на проценты - колебания международного рынка или инфляция. Если цена нефти пойдет вниз, то и на российском рынке цены также будут снижаться", - сказал Алекперов. Виновником же кризиса он указал повышение акцизных сборов с нефтяных компаний и введение нового технического регламента.
Эксперты среди основных причин бензинового кризиса называют порочность налоговой политики, непрозрачность рынка и высокие цены на нефть, которые сделали невыгодным производство бензина для внутреннего рынка, а не на экспорт. Специалисты уверены, что простых решений для разрешения данных проблем нет, а потому напряжение на внутреннем топливном рынке будет пока только нарастать.
Придется, по всей видимости, российским автомобилистам пересаживаться на велосипеды, как это уже сделали жители ирландской столицы. Еще в 2009 г. мэрия Дублина в целях борьбы с пробками и улучшения экологической обстановки приняла решение в качестве эксперимента создать систему, позволяющую всем желающим воспользоваться велосипедом для передвижения по центру столицы. Она разместила 450 транспортных средств на 40 стоянках и призвала всех пользоваться их услугами. Идея оказалась популярной. Через 11 месяцев число воспользовавшихся новой услугой превысило миллион человек, а на сегодняшний день, спустя почти два года после запуска проекта, эта цифра уже удвоилась.
В Пекине испугались ограничений со стороны Вашингтона