Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Прежде всего, речь идет о гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в стенах столичного следственного изолятора. Правозащитники представили главе государства промежуточный доклад о результатах расследования по этому громкому делу. В свою очередь, Дмитрий Медведев признал, что смерть Магнитского стала результатом преступных действий, которые нуждаются в новом, более тщательном расследовании.
"Я все поручения дал и следственным структурам, и Генеральной прокуратуре, с тем, чтобы собрали все, что есть на эту тему и еще раз прошлись по всему этому материалу. И только что расписал вашу бумагу соответствующим структурам", – сказал президент в ходе заседания, стенограмма которого опубликована на официальном сайте Кремля.
В то же время, Дмитрий Медведев попросил собравшихся не сводить все нарушения прав человека в отношении заключенных, содержащихся в российских тюрьмах, к делу Магнитского. "Случай Магнитского – это, конечно, очень печальный случай. Потому что человека не стало и, судя по всему, там действительно были какие-то преступления, которые как минимум привели к этому результату. Люди не должны в тюрьме умирать, если они болеют, они должны оттуда выходить лечиться, а потом их судьбу должен определять суд, – сказал глава государства. – Но мне просто очень не хотелось бы, чтобы мы проблему большого количества людей, которые, наверное, сидят в тюрьмах, не всегда обоснованно и справедливо, сводили к проблеме одного дела".
"У меня порой возникает ощущение, что в нашей стране есть только две проблемы, которые должны волновать тех, кто занимается правами человека, прокуроров, в конечном счете президента, – это дело Магнитского и дело Ходорковского. Большие серьезные дела, но я считаю, что все-таки мы должны смотреть глубже", – добавил президент.
Ранее стало известно, что президентский Совет по развитию гражданского общества выявил ряд серьезных процессуальных нарушений в ходе расследования смерти Сергея Магнитского. В частности, выяснилось, что дело о гибели юриста расследовалось незаконным составом следственной группы: в нее вошли люди, которых сам Магнитский обвинял в причастности к уголовным преступлениям. Кроме того, комиссия пришла к выводу, что адвокат умер в результате избиения резиновой дубинкой в камере №4 изолятора "Матросская тишина". Также было установлено, что в течение часа после избиения к Магнитскому не подпускали врачей скорой помощи. Когда медиков проводили в камеру, юрист уже был мертв.
Напомним, Сергей Магнитский был арестован в ноябре 2008 г. по обвинению в содействии в уклонении от уплаты налогов на 500 млн рублей. В СИЗО "Бутырка", куда поместили юриста, у него началось обострение панкреонекроза – острого заболевания поджелудочной железы. Тяжелобольной Магнитский более 11 месяцев провел под арестом, а 16 ноября 2009 г., скончался в госпитале "Матросской тишины", официально – из-за отсутствия надлежащего ухода.
Эта смерть вызвала большой общественный резонанс. Как заявляли представители Hermitage Capital, арест Магнитского был организован коррумпированными сотрудниками МВД, которых адвокат вывел на чистую воду. По версии фонда, юрист раскрыл схему, по которой силовики, пользуясь похищенными в Hermitage Capital печатями и документами дочерних компаний фонда, вернули из бюджета 5,4 млрд руб. в виде ошибочно выплаченных налогов.
Еще одним громким делом, на которое обратили внимание главы государства участники заседания Совета по правам человека, стало убийство правозащитницы и журналистки "Новой газеты" Натальи Эстемировой. Передав Дмитрию Медведеву совместный доклад о ходе расследования по этому делу, представители Международной федерации прав человека, правозащитного центра "Мемориал" и "Новой газеты" отметили, что официальное следствие идет по ложному пути.
Сотрудница "Мемориала" Наталья Эстемирова была похищена в Грозном в июле 2009 года. Позднее ее тело со следами огнестрельных ранений было найдено в соседней Ингушетии.
На вопрос правозащитников о том, в каких правовых рамках рассматривать уничтожение боевиков на Кавказе в ходе контртеррористических операций – фактически, убийство без суда и следствия – президент заявил, что ликвидация боевиков допустима, но, в то же время, не должна превращаться в самоцель. "Отчет трупами – это путь в никуда", – подчеркнул Медведев. Он добавил, что в задачи власти и правоохранительных органов входит не только уничтожение тех, кто сеет террор, но и их перевоспитание с целью возврата к мирной жизни. Сентенции в духе "чем больше уничтожим террористов – тем лучше" президент посчитал отсталыми.
Кроме прочего, на заседании в Нальчике обсуждались и законодательные проблемы. В частности, президент назвал Уголовный кодекс советских и постсоветских времен сверхрепрессивным и заявил, что в прикладывает все усилия для его корректировки, причем делает для этого больше, "чем Горбачев, Ельцин и Путин вместе взятые". Подтверждение этим словам дал глава президентского Совета по развитию гражданского общества Михаил Федотов. После окончания заседания он отметил, что Дмитрий Медведев считает возможным рассмотреть вопрос об амнистии осужденных за экономические преступления. И хотя вопрос об амнистии является прерогативой Госдумы, глава государства рассматривает его как направление государственной политики, нацеленной на создание благоприятного инвестиционного климата.
Другой законодательной инициативой, обсуждавшейся в ходе встречи президента с правозащитниками, стали антикоррупционные меры в отношении принимаемых законопроектов. Медведев признался, что не был в курсе насчет того, что подготовленные и внесенные президентом законы не проходят так называемую антикоррупционную экспертизу. Между тем глава государства считает, что подобную экспертизу должны проходить любые законопроекты.
В частности, нарекания правозащитников вызвал широко обсуждаемый Закон "О полиции". Дмитрий Медведев заверил собравшихся, что он готов рассмотреть и принять к сведению те нюансы, которые, как полагают наблюдатели, могут привести к правовым коллизиям. "Я сразу сказал, что это уж точно не идеальный закон, – согласился президент. – Это закон, который был принят специально для осуществления реформирования нашей системы Министерства внутренних дел и полиции. Надо посмотреть, что там исправить. Более того, я думаю, мы будем находить все новые и новые примеры в этом законе, которые, может быть, работают не так, как нам бы хотелось".
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт