Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
"Это первый по-настоящему посткризисный бюджет. Это бюджет развития, призванный стимулировать рост экономики. Это и социально ориентированный бюджет, призванный решать проблемы в демографии, здравоохранении, пенсионном обеспечении", – отметил премьер.
По его словам, уже в 2011 г. превышение расходов бюджета над доходами будет заметно меньше запланированного. "Напомню, что на текущий год мы изначально закладывали дефицит в 3,6%. На деле он будет порядка 1%. Рассчитываем, что и в будущем году реальный дефицит в итоге окажется ниже планируемого", – не без удовлетворения отметил Путин. Напомним, что на 2012 г. запланирован дефицит в размере 2,7% ВВП.
Примечательно, что несмотря на желание ликвидировать дефицит, правительство в следующем году не намерено сокращать социальные расходы. По словам премьера, "в 2012 году возрастет размер средней трудовой пенсии с 8,5 тысяч рублей до 9,3 тысячи рублей, социальные пенсии вырастут с 5,1 тысячи рублей до 5,7 тысячи рублей. Всего за будущий год средний размер пенсий будет увеличен почти на 11%, а объем бюджетных трансфертов на цели пенсионного обеспечения в 2012 году составит два триллиона рублей".
Озвученные идеи вполне понятны ввиду приближения больших выборов. Загвоздка, правда, заключается в том, что сокращение дефицита бюджета и поддержание высоких социальных расходов – вещи, противоречащие друг другу. Подпорчивает картину и выстраданное предпринимательским сообществом сокращение ставки страховых социальных платежей для предприятий с 34% до 30% и до 20% для части малого бизнеса. Опять же в свете предстоящих выборов правительству пришлось сделать подобный реверанс в сторону бизнеса, вконец измученного высокими ставками страховых платежей. Видимо, испугавшись собственного решения и озаботившись необходимостью изыскивания выпадающих доходов, оно озвучило довольно оригинальный выход из сложившейся ситуации: недостающие деньги было решено взять все с тех же предприятий, которым незадолго до этого было обещано снижение ставки социальных отчислений. А если точнее, заплатить за премьерскую щедрость предстоит работникам, получающим более или менее приличные зарплаты.
Снижение ставки социального налога будет сопровождаться дополнительным платежом в 10% (для малого бизнеса – 7%) с сумм зарплат, превышающих 512 тысяч рублей в год или 45 тысяч в месяц. (По словам Алексея Кудрина, ставки будут еще уточняться.) Таким образом, правительство сделало первый шаг к возврату регрессивной шкалы, отмененной в 2001 году.
Несмотря на то, что в документах Минфина, как сообщает "Коммерсант", указано, что пониженные ставки соцплатежа будут стоить государству дополнительные 505,7 млрд руб. в 2012 г. и 541 млрд в 2014 г., фактически дефицит Пенсионного фонда возрастет значительно меньше – всего на 184 млрд руб. в 2012 г., на 132 млрд в 2013 г. и на 162 млрд в 2014 году. В то же время, согласно расчетам, с 2012 г. вводимые регрессивные платежи позволят добавить Пенсионному фонду 300-400 млрд руб., полученных с фондов оплаты труда (ФОТ) работающих.
Примечательно, что примерно столько денег нужно на повышение пенсий на два года вперед. Благодаря такой нехитрой рокировке государство фактически переложило обязанность финансирования дефицита ПФР на плечи относительно высокооплачиваемых работников предприятий.
Согласно статистике, доля граждан, зарабатывающих более 45 тыс. руб. в месяц, не превышает 10%. Именно с их работодателей будет и собрана искомая сумма.
Насколько справедлива подобная схема, сказать сложно. Введение регрессивной шкалы в настоящий момент полностью оправданно. Вопрос лишь в том, насколько правильно выбрана "цена отсечения". Зарплата в 45 тыс. руб. фактически не дотягивает до нижней (весьма условной) границы дохода представителя самого нижнего слоя среднего класса. Обложение ФОТ, начинающееся с этой цифры, резко ограничивает возможности предприятий в стимулировании сотрудников и привлечении высококвалифицированных кадров. В глобальном масштабе эта мера вступает в противоречие с принципами модернизации экономики, новой индустриализации, а главное – с заявленной тем же Путиным идеей создания в стране 25 миллионов современных высокооплачиваемых рабочих мест.
Очевидно, что инновационные рабочие места, появление которых способно оторвать экономику от сырьевой привязки, стоят в два-три раза больше упомянутых 45 тысяч. Если в представлении правительства перестраивать экономику действительно предстоит за меньшие зарплаты, то одну из немногих здравых идей последних лет – о создании 25 миллионов рабочих мест – можно уже сейчас считать похороненной.
Труд людей, находящихся на острие экономического прорыва и осуществляющих этот прорыв, по определению стоит значительно дороже 45 тысяч в месяц. В противном случае, та весьма незначительная часть населения, которая способна своим трудом решать важные государственные задачи, опять окажется выведенной из игры.
Впрочем, не исключено, что и прорыва никакого в скором времени не понадобится. Вероятность сохранения нефтяных цен выше 100 $/баррель в ближайшие пару лет достаточно велика, а значит, действующую экономическую модель рано списывать в утиль.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт