Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: EPA/ИТАР-ТАСС |
Энтузиазм, с которым в Тбилиси твердят о тотальном характере российского шпионажа – даже личный фотограф Саакашвили оказался российским агентом, – не находит адекватного отклика в России. Судя по всему, это объясняется тем, что шпиономания в первую очередь адресована грузинам, а у Москвы и без этих изысков хватает головной боли, связанной с деятельностью Тбилиси по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе.
В минувший четверг директор ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что его ведомство располагает оперативной информацией о планах экстремистских групп "использовать территорию Грузии для просачивания на Северный Кавказ". Неделей ранее появилась информация о том, что проникновение террористических групп на территорию северокавказских республик идет полным ходом, а Панкисское ущелье снова стало местом отдыха и обучения боевиков. Там же замечены представители западных спецслужб. По данным, полученным сотрудниками Северо-Кавказского УФСБ от задержанных боевиков, инструкторы-арабы ведут занятия по взрывному делу, а среди "учеников" немало людей, в исчезновении которых родственники обвиняют правоохранительные органы.
Тбилиси активно обрабатывает население северокавказских республик, пытаясь оторвать их от России. Раскручивается тема "геноцида", которому подвергались и продолжают подвергаться жители Кавказа со стороны России. Этим занимается не только сам Саакашвили и грузинские СМИ, но и специально созданный для этих целей "Фонд Кавказа", который заигрывает с национальными группами Дагестана, собирает материал о "геноциде адыгейцев", "волнуется" за судьбу цезов и других малых народов. Апофеозом стала прошедшая в Тбилиси в марте международная конференция, на которой действия Российской империи в XIX веке по отношению к черкесам были признаны геноцидом. Параллельно Саакашвили продвигает проект "Объединенного Кавказа" с центром в Тбилиси, рассуждая об общей судьбе кавказских народов и едином экономическом и культурном пространстве кавказского региона.
Игры вокруг Северного Кавказа ведутся давно. Десять лет назад речь шла о поиске повода для ввода туда миротворцев НАТО, но не получилось: Россия навела относительный порядок в Чечне и взяла под контроль ситуацию в других республиках. Сегодня Тбилиси занимается подготовкой к новому раунду сражения за Кавказ, к переформатированию всего региона под предлогом исторического, культурного и экономического единства Кавказа, подразумевающего неуместность нахождения северокавказских республик в составе России.
На этом фоне особенно подозрительно выглядят действия российских националистов, вдруг, как по команде, заговоривших об отделении кавказских республик. Все эти попытки направить социальное недовольство в русло национальной ненависти, призывы "перестать кормит Кавказ" и создать, наконец, русское национальное государство прекрасно вписываются в стратегию Тбилиси и его западных партнеров.
Одним из узлов борьбы за Северный Кавказ рискует стать Олимпиада в Сочи, сорвать проведение которой регулярно обещает Саакашвли. За этим обещанием легко прочитывает угроза тотальной дестабилизации, подготовка к которой идет полным ходом. Тем временем черкесская диаспора в Турции митингует под лозунгом "Сочи – земля геноцида", спекулируя на том, что полтора века назад в местах расположения олимпийских объектов велись кровопролитные бои, а Олимпийская Хартия запрещает проведение игр в местах массовой гибели людей.
Москва отвечает на эти вызовы попытками нормализовать жизнь в северокавказских республиках, искоренить коррупцию и решить проблему занятости молодежи, наивно полагая, что после стольких лет беспредела это поможет переломить ситуацию. И результат налицо: Россия рискует проиграть Северный Кавказ, потому что жизнь в регионе бьет ключом каждый день, а проводимые Москвой мероприятия не могут дать быстрого эффекта. Расслабленность уже обернулась зимней вспышкой террора в Кабардино-Балкарии и нарастающей активностью боевиков в других республиках.
Военные учения, проведенные недавно на территории Ингушетии, и размещение в Дагестане 7-тысячной армейской группировки могут обеспечить силовое давление, но они не решат проблему склейки расползающегося региона. Негативные процессы зашли слишком далеко, и все вроде бы понимают, что с этим надо что-то делать, причем не только с Северным Кавказом, но и со всей страной в целом. В последнее время недели не проходит без инцидентов, которые обоснованно или необоснованно получают национальное звучание. Но власть в лучшем случае ограничивается заклинаниями о бытовом или криминальном характере этих конфликтов.
Практически единственной попыткой Москвы внятно сформулировать свою позицию по ситуации на Северном Кавказе стало интервью заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова чеченскому телевидению. Признав факт межэтнических напряжений, он напомнил об опыте Чечни, подчеркнув, что избавиться от проблем путем механического отделения проблемных регионов невозможно и потому надо быть готовым платить за издержки существования в виде большой и сложной нации. Другого способа сохранить сильную и единую Россию просто не существует.
Из сказанного Сурковым следует, что российское руководство готово дать отпор любым попыткам разрушить целостность страны, а Чечня, которая уже прошла через искус сепаратизма и трагедию войны, станет опорой Москвы на Северном Кавказе. Т.е. проекту объединения Кавказа вокруг Грузии определенная часть российского истеблишмента готова противопоставить консолидацию Северного Кавказа вокруг Чечни, живущей относительно нормальной жизнью под властью династии Кадыровых.
Учитывая роль чеченцев в войне за Абхазию в начале 90-х и ужас, в который поверг грузинскую армию батальон "Восток" в августе 2008 г., Саакашвили есть о чем призадуматься.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг