Белоруссия готова уступить России самое дорогое

Белоруссия готова продать российским инвесторам самое ценное, но те не торопятся покупать, ожидая более выгодной цены. Время работает против Минска: ситуация в республике с каждым днем становится все напряженней


Мозырский НПЗ. ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Газпрому" и правительству Белоруссии так и не удалось договориться о покупке 50% акций ОАО "Белтрансгаз" до конца делового сезона. Переговоры продолжатся в сентябре, о чем в среду договорились в телефонном разговоре председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. На первый взгляд, это выглядит тактической победой белорусских властей: еще неделю назад они настаивали на том, что вопрос о продаже многострадального пакета акций должен быть увязан с согласованием условий нового контракта на поставку газа в Белоруссию с 2012 года.

"Учитывая, что переговоры продолжатся осенью, то есть в преддверии отопительного сезона, нам придется в комплексе обсуждать вопросы получения "Газпромом" контроля над "Белтрансгазом" и условия поставки и транзита российского газа, хотя нам этого очень не хотелось, – констатировал глава российского газового холдинга по завершении разговора. – Но, к сожалению, не по нашей вине переговорный процесс затянулся. Время, когда можно было сначала урегулировать корпоративные вопросы по "Белтрансгазу", а потом, уже с позиции 100-процентного владельца компании, подписывать договоры на поставку и транзит, было упущено".

Смущает, однако, тот факт, что буквально накануне общения Миллера с Семашко премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович на встрече с российским коллегой Владимиром Путиным заявил о готовности продать российским инвесторам семь ключевых активов белорусской экономики. По словам Мясниковича, помимо истории с "Белтрансгазом" сейчас идут переговоры о приватизации пакета "Гродноазота" с СИБУРом и Роснефтью, "Настана" с ЛУКОЙЛом, Мозырского НПЗ с Роснефтью, МТС с АФК "Система", МАЗа с "Русскими машинами" и госкорпорацией "Ростехнологии", "Интеграла" с "Ростехнологиями". Белорусский премьер добавил, что все эти переговоры могли бы быть динамичнее, и вообще "мы слишком зациклились на вопросах нефтепереработки и торговли нефтепродуктами". Судя по всему, интерес к белорусским активам со стороны Венесуэлы и Китая, о котором ранее громко заявляли в правительстве Лукашенко, оказался чисто теоретическим.

Впрочем, никто особо и не сомневался в том, что других покупателей, кроме россиян, у белорусских компаний не будет. Республике очень нужны деньги, и побыстрее. Однако власти по-прежнему мечтают выручить за национальные ценности как можно больше, называя стоимость, существенно превышающую рыночные оценки. Вот только российским компаниям, в отличие от белорусских властей, торопиться некуда, и переплачивать они не желают. В том числе и "Газпром". "У нас имеются все возможности, чтобы снять оставшиеся нерешенные вопросы задолго до окончания действия существующего контракта на поставку газа в Белоруссию", – предупредил Миллер.

Время работает против Белоруссии: ситуация в республике с каждым днем становится все критичнее. За последнее время белорусская валюта обесценилась по отношению к американскому доллару в 1763 раз больше, чем валюта России. Официальный курс доллара США 13 июля впервые преодолел отметку 5000 белорусских рублей, достигнув уровня 5004 рубля. При этом единственной легальной возможностью купить доллары остается продажа иностранной валюты на социально значимые цели через госбанки.

Белоруссия вышла в лидеры и по темпам инфляции в СНГ. Цены на потребительские товары в первом полугодии скакнули на 36,2%. По данным Белстата, текущий показатель инфляции более чем в 4 раза превысил изначальный годовой прогноз Минэкономики страны (7,5-8,5%). Теперь прогнозируется рост цен по итогам года на уровне 39%. Зато рост ВВП, наоборот, замедляется. Если ранее правительство ожидало, что по итогам 2011 г. он составит 9-10%, то теперь по самым оптимистическим прогнозам он дотянет только до 6-7% (пессимистический сценарий и вовсе предполагает 1-3%). И вся эта неутешительная экономическая статистика еще сильнее подогревает разрастающийся в республике политический кризис.

Выбор читателей