Америка больше не сверхдержава

В обозримой перспективе Соединенным Штатам может грозить утрата статуса одного из самых богатых государств. Как быстро это произойдет, будет зависеть от качества решений, принимаемых американским руководством


Барак Обама. ФОТО: AP



Палата представителей и Сенат США проголосовали за достигнутое 31 июля соглашение о повышении потолка внешнего долга и снижении государственных расходов.

Напомним, в ночь с воскресенья на понедельник Барак Обама заявил, что лидеры Демократической и Республиканской партий в конгрессе пришли к компромиссному соглашению, которое позволит избежать дефолта экономики США. В соответствии с достигнутыми договоренностями лимит госдолга и сокращение госрасходов будут осуществляться в два этапа и составят $2,1 трлн и $2,4 трлн соответственно.

На первом этапе предусматривается повысить потолок госдолга на $900 млрд (сняв тем самым опасность технического дефолта) и сократить расходную часть бюджета на $917 млрд в течение 10 лет.

Далее последует создание специальной двухпартийной комиссии, которая к ноябрю должна подготовить законопроект о дополнительном сокращении расходов на $1,5 триллиона. В случае его принятия (не позднее конца декабря) потолок госдолга автоматически будет повышен еще на $1,5 триллиона. Если предложенный алгоритм даст сбой и законопроект не будет одобрен парламентариями, следующим этапом станет автоматическое сокращение госрасходов, включая урезание затрат на соцобеспечение и оборону. При этом потолок госдолга все равно будет повышен, но только на $1,2 триллиона.

Принятое в последний момент решение – жесткий компромисс между демократами и республиканцами, цель которого – не допустить технического дефолта США. Несмотря на разницу целей и взглядов, подобный исход не входит в планы ни тех ни других. В связи с чем сомнений в том, что парламентарии все-таки договорятся, у экспертов практически не было.

Куда важней детали компромисса. Принятый план действий предполагает жесткое сокращение государственных расходов, не затрагивающее пенсионную систему и здравоохранение. Не будут увеличены и налоги для богатых. В связи с этим Обаме с сожалением пришлось заметить, что, несмотря на возражения республиканцев, богатых граждан и крупнейшие корпорации необходимо просить о внесении вклада в урегулирование проблемы дефицита путем налоговой реформы. По мнению президента, нефтяные компании могли бы отказаться от налоговых послаблений и льгот, которыми не пользуются многие другие компании. Он также готов, невзирая на возражения однопартийцев, принять меры в отношении растущих расходов на программы в сфере здравоохранения, в том числе Medicare.

Как и любой компромисс, достигнутые договоренности приемлемы, но не идеальны ни для одной из сторон. Поднятия потолка госдолга хватит до конца 2012 года. Это означает, что очередной кризис с угрозой дефолта если и произойдет, то уже после окончания президентских выборов. В безусловный плюс республиканцам пошло то, что им все-таки удалось добиться начала поэтапного снижения госрасходов.

Таким образом, можно констатировать, что главная угроза сегодняшнего дня (пусть даже и совершенно гипотетическая) – технический дефолт США – снята, по меньшей мере, до конца следующего года. Более того, администрация вынуждена была согласиться с необходимостью снижения государственных расходов, в том числе социальных. Вопрос в том, что дают эти решения в долгосрочной перспективе. Ответ на него отнюдь не столь радужен и оптимистичен, как первая реакция рынков на известие о достигнутом компромиссе.

Напомним, что незадолго до кульминации событий вокруг повышения потолка заимствований мировые рейтинговые агентства заговорили о возможности снижения высшего кредитного рейтинга США. Сам факт возможности постановки под сомнение или ухудшения прогнозов по американским рейтингам может быть расценен как нонсенс. Казначейские обязательства США традиционно являлись эталоном, или нулевой отметкой, при оценке всех существующих в мире заимствований. Одно только сомнение в адекватности такого "нуля" сопоставимо с первым ударом под корень всей мировой системы заимствований. Снижение прогноза по американским рейтингам, разумеется, не приведет к ее единомоментному падению, но деструктивные процессы будут запущены.

Если верить рейтинговым агентствам, снижение рейтингов или ухудшение прогнозов по ним может произойти в случае возникновения проблем с реализацией второго этапа достигнутых договоренностей.

Пока же Fitch Ratings заявило, что соглашение о повышении верхних пределов госдолга сделало риск дефолта в США "чрезвычайно малым", и подтвердило американский суверенный рейтинг на уровне ААА. В то же время эксперты агентства напоминают, что без системных изменений в американской экономике к концу 2012 г. отношение размера госдолга к ВВП США достигнет 100% и продолжит повышаться в среднесрочной перспективе, а это уже не соответствует суверенному рейтингу ААА.

Надо заметить, что Fitch и Moody's настроены достаточно позитивно. Значительно более жесткой позиции придерживается Standard & Poor's, которое усиленно намекает, что предпринимаемые меры не способны коренным образом изменить ситуацию, в связи с чем высший рейтинг США может быть пересмотрен в обозримой перспективе.

Решится ли S&P снизить рейтинг США на самом деле, неизвестно. Последствия подобного решения для американской и мировой экономик могут оказаться сопоставимыми с последствиями несостоявшегося дефолта, с той лишь разницей, что будут растянуты во времени. Учитывая тот факт, что с начала кризиса 2007-09 гг. отношение к рейтинговым агентствам изменилось, причем не в лучшую сторону, они вполне могут и воздержаться от действий, способных обвалить и без того изрядно расшатанную систему. А в случае возникновения нового глобального кризиса им уже вряд ли удастся сохранить положение "над схваткой". Риск, что агентства могут быть причислены к когорте виновных в мировом финансовом апокалипсисе, достаточно велик.

А пока позиция рейтинговых агентств, наряду с другими факторами, влияет и на поведение финансовых рынков. Несмотря на снятие угрозы дефолта, ведущие мировые фондовые индексы продолжают идти вниз, что является довольно красноречивой оценкой происходящего.

Причина такого поведения участников рынка и рейтинговых агентств очевидна. Достигнутый компромисс нисколько не влияет на саму проблему фантастического объема госдолга США – $14,3 трлн, из которых $10 трлн приходятся на население. Сюда не входят и обязательства по социальным выплатам будущим поколениям стареющих американцев.

При этом уже через 15-18 лет на пенсию в массовом порядке начнут выходить представители первой волны американского бэби-бума, а это означает резкий рост расходов на пенсии и прочие социальные пособия. Дальше – только больше. Нынешние и будущие пенсионеры – активная электоральная масса, настроенная голосовать за щедрые пенсии и пособия. Тем самым она невольно будет вытягивать все соки из экономики, не оставляя шансов молодым ныне работающим американцам. Возможность такого сценария подтверждает ожесточенная борьба, развернувшаяся вокруг снижения социальных расходов.

Все это свидетельствует о том, что в обозримой перспективе Соединенным Штатам может грозить утрата статуса одного из самых богатых и влиятельных государств мира. Как быстро это произойдет и произойдет ли вообще, будет зависеть от качества решений, принимаемых американским руководством. При этом выйти "полностью сухой" из сложившейся ситуации сверхдержаве будет довольно непросто. Неожиданно жесткий конфликт вокруг потолка госдолга и снижения госрасходов указал на обострение серьезнейших противоречий в самой американской модели. Преодолимы ли они в принципе, или речь идет о начале разрушения либо перерождения всей системы, сегодня сказать невозможно. Не исключено, что точка невозврата все еще не пройдена, но приближение к ней идет с нарастающей скоростью.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей