Игорь Бутман: период "седина в бороду" возникает периодически

В эксклюзивном интервью "Yтру" один из лучших в мире саксофонистов сравнил с себя с Путиным, рассказал, как учит своих музыкантов ответственности, и признался, что душ способствует счастью


ФОТО: Алексей Баранов
ВСЕ ФОТО



Один из лучших в мире джазовых музыкантов Игорь Бутман ответил на вопросы читателей "Yтра". Во время онлайн-интервью саксофонист сравнил себя с Путиным, рассказал, как учит своих музыкантов ответственности, и признался, что душ способствует счастью.

"Yтро.ru": Игорь, театр начинается с вешалки, а с чего начинается джаз?

Игорь Бутман: С отсчета: "Раз, два... раз, два, три, четыре..."

"Y": Эта музыка почему-то не ассоциируется с белокожими музыкантами. Чем для вас отличается джаз белых от джаза черных?

И.Б.: Я никогда не разделяю джаз на белый и черный, хотя, действительно, есть разные традиции исполнения. Джаз родился в Америке как раз потому, что соединились две культуры. Без этого соединения его бы никогда не было. Есть определенные стили, в которых больше или меньше задействованы черные и белые музыканты. Но я считаю, что это расистское разделение по цвету кожи. Мы ставим штампы: джаз играют черные, классическую музыку - белые, в баскетбол играют черные, в футбол - белые. Но есть Пеле, Марадона, два Роналдо - один белый, другой черный, и оба великие мастера... В джазе есть много выдающихся белых музыкантов.

"Y": С кем из великих вам приходилось играть? Какие воспоминания у вас остались?

И.Б.: Первыми были Чик Кориа и Гарри Бертон. Затем Дэйв Брубек, Гровер Вашингтон и Пэт Мэтини. Помню огромное волнение, которое было у меня, когда я с ними играл. Ну и, конечно, удовольствие. В советское время я вообще думал, что то, что я играл с ними просто на джем-сейшн, - это единственное, что я буду рассказывать своим детям и внуками. Но так случилось, что потом со многими из них я записал пластинки. Играть с великими - огромное удовольствие и огромное испытание. Великие поднимают тебя на большую высоту, и самое главное - с нее не упасть.

"Y": Должен ли музыкант служить в армии? Постоянно угрожают, что забирать будут чуть ли не из училища.

И.Б.: Мне трудно ответить на этот вопрос, так как я сам в армии не служил. Но знаю многих прекрасных музыкантов, в армии отслуживших (в военных оркестрах). А наш пианист Антон Баронин служил в Средней Азии и не был связан с музыкой, но, тем не менее, стал великолепным музыкантом. Поэтому трагедии из того, что вас заберут в армию, я бы не делал. Но, насколько я знаю, из музыкальных училищ и консерватории пока не забирают.

"Y": Думаем отдать ребенка в музыкальную школу, он хочет играть только на саксофоне. Под силу ли это ребенку восемь лет? И есть ли у вас какие-то, может быть, рекомендации для таких юных и начинающих?

И.Б.: Если взять правильный держатель для саксофона, то достаточно легко играть. Я думаю, альт-саксофон лучше всего подойдет для ребенка. Рекомендации - получать удовольствие от занятий музыкой. Да, музыка - это труд, но удовольствие музыканты получают от результатов труда, от аплодисментов.

"Y": Когда и где в ближайшее время можно послушать вас в Москве? Часто ли вы даете концерты?

И.Б.: Меня можно послушать с сентября месяца почти каждый понедельник в "Джаз-клубе Игоря Бутмана" с моим оркестром. Также 27 октября будет мой юбилейный концерт в Кремле, в котором примут участие звезды мирового джаза Дайана Кролл, Винтон Марсалис.

"Y": Зачем вы пошли в политику? Неужели вы верите, что можно одному что-то изменить?

И.Б.: Если каждый попытается что-то изменить, то это будут 140 миллионов людей, которые хотят изменений и действуют. Но, в первую очередь, надо изменить самих себя и принять на себя ответственность за то, что происходит. Люди, выбрасывая мусор на улицу, возмущаются, что мэр ничего не делает для того, чтобы улицы были чистыми.

"Y": Ходят слухи, что известным людям приходится вступать в "Единую Россию" чтобы можно было что-то здесь делать и двигаться. Правда ли это?

И.Б.: Нет, не приходится. С одной стороны, это честь для нас. С другой, это гражданская позиция и ответственность за то, что происходит в стране, как бы пафосно это ни звучало. Можно сколько угодно жаловаться на жизнь, беседуя с друзьями на кухне, но надо как-то на нее влиять. Некоторые идут в оппозиционные партии, некоторые в "Единую Россию". Мой путь музыканта джаза в Советском Союзе был не самый простой, поэтому и до вступления в партию я много работал и двигался. Сейчас я двигаюсь вместе с "Единой Россией", используя ее мощь, административный ресурс, инфраструктуру, и надеюсь, что какие-то мои мысли принесут пользу.

"Y": Вы верите Путину?

И.Б.: Путину? В общем, верю. Но я не считаю, что вера одному человеку имеет такое принципиальное значение в нашей стране. Если взять мой оркестр, то 11 лет я добиваюсь того, чтобы мои музыканты стали профессионалами в широком смысле этого слова. Их 16 человек. А Путину надо сделать так, чтобы 140 миллионов человек стали профессионалами и поняли свою ответственность в процветании нашей страны. Это очень сложно сделать.

"Y": Игорь, вам в этом году исполняется 50 лет. На сколько лет вы себя ощущаете? Прошли ли вы период "седина в бороду, бес в ребро" или это еще впереди?

И.Б.: Мой жизненный опыт, мне кажется, соответствует 50-летнему возрасту, а по желанию играть в футбол, хоккей, по любви к жизни я себя ощущаю намного моложе. Хотя все в жизни относительно. Надеюсь, что у меня будет еще много-много лет хорошей работы и хорошего настроения. А период "седина в бороду" иногда возникает.

"Y": Игорь, а как это - быть счастливым? И как им стать?

И.Б.: Надо радоваться всему, что происходит, не очень переживать, когда что-то не получается, и верить, что все будет хорошо. Проснулся - обрадовался, принял душ - обрадовался. Так и учишься быть счастливым.

## Игорь Бутман
ФОТО Алексея Баранова ©

Выбор читателей