Не стоит сдавать рубли раньше времени

Стоимость нефти и прочего сырья на фоне инфляционной накачки мировой финансовой системы вряд ли сильно изменится. Это гарантирует российской экономике и рублю необходимую устойчивость


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Обострение глобального экономического кризиса, которое можно было наблюдать на минувшей неделе, возродило опасения относительно стабильности российской валюты. Поводов для этого действительно предостаточно – неконтролируемая четырехкратная девальвация 1998 г. и контролируемое снижение курса рубля 2008 г. привели к закрытию тысяч компаний и изрядно "скорректировали" сбережения миллионов россиян.

Опыт пережитого, а также стойкое понимание того, что Бог любит троицу, заставляет население спешить в банки и обменные пункты. Не меньшую панику продемонстрировали и иные юрлица. Перекладывая средства из рубля в валюту, они в считанные дни ухитрились приподнять курс доллара сразу на 2 рубля, фактически уткнув его в 30-рублевый потолок.

Все это говорит о том, что за прошедшие три года подорванное в 2008-м доверие к рублю восстановить так и не удалось.

Однако есть основания полагать, что нынешний кризисный этап будет развиваться по сценарию, не предполагающему значительной девальвации рубля.

Как уже не раз заявляли многие эксперты, последние события в мировой экономике – это не новый кризис, а развитие глобальных деструктивных процессов, уходящих корнями в 2007-08 годы. Говорить об окончании глобального экономического кризиса, поразившего мир в конце первой декады XXI в., некорректно ввиду сохранения и даже усиления приведших к нему базовых причин. Кризис никуда не делся. Благодаря колоссальным денежным вливаниям он всего лишь был загнан в состояние ремиссии, по всей видимости, закончившейся вместе с этими вливаниями.

За время ремиссии произошел ряд событий, приведших к серьезным мутациям кризиса. Не исключено даже, что в каком-то отношении это будет иметь положительный эффект для России и ее валюты.

Катастрофический обвал рубля 1998 г., окончательно похоронивший российскую экономику образца 90-х, стал прямым и неизбежным следствием дефолта страны по внешним и внутренним обязательствам.

В 2008 г. ситуация развивалась совершенно иным образом: в основе девальвации рубля лежали тектонические сдвиги на мировых рынках (крах ипотеки в США и ряда ведущих мировых финансовых структур, а также многократное падение нефтяных цен).

Сегодня подобное вряд ли возможно. Прежде всего, это связано с отсутствием пузырей, схлопывание которых способно вызвать соответствующую реакцию. Модные ныне рассуждения о том, что типичным пузырем является внешний долг США, не столь однозначны. Не надо забывать, что ФРС эмитирует не просто национальную валюту одной страны, но и де-факто мировые деньги. Последние события в Европе наглядно демонстрируют, что скорого изменения этого положения дел не предвидится. Проще говоря, заменить доллар в качестве мировой резервной валюты нечем. А это значит, что США по-прежнему располагают довольно действенным механизмом инфляционного разрешения критических экономических ситуаций. Безусловно, это не способствует бурному росту экономики, но, с другой стороны, до последнего времени позволяло избегать резких потрясений.

Самое интересное в этом отношении произошло на минувшей неделе. ФРС США заявила о сохранении практически нулевых ставок как минимум на два года, и в похожем направлении двинулись другие ведущие центробанки мира. Так, от многолетней жесткой денежно-кредитной политики поспешил отказаться Европейский центральный банк. В настоящее время он продолжает скупать обязательства Италии и Испании, что может свидетельствовать о проведении им политики количественного смягчения. О снижении ставок практически до нуля заявил Национальный банк Швейцарии, снижением курса иены в очередной раз озаботился и Банк Японии.

Таким образом, ведущие финансовые центры предпочли одну и ту же антикризисную политику, остановившись на инфляционном сценарии. Альтернативой ему является более динамичный дефолтный сценарий, с обвалами рынков, банкротствами предприятий и банков и всеми вытекающими социально-экономическими последствиями. Можно сказать, что ужасному концу мир, наученный 2008-м годом, предпочел ужас без конца. Данный сценарий будет характеризоваться крайне низким экономическим ростом, высокой инфляцией и снижающимся уровнем жизни. Правда, в отличие от первого случая, проходить он, скорее всего, будет без резких обвалов рынков и растущей на глазах безработицы. Как долго продлится такая стагнация – неизвестно.

Возвращаясь к рублю, надо признать, что реализация данного сценария способна оградить российскую валюту от резких потрясений. Основой современной российской экономики и рубля являются поступления от нефтегазового и другого экспорта. Есть основания полагать, что кризис не приведет к обвалу на этих рынках. Стоимость сырья на фоне инфляционной накачки мировой финансовой сферы и сохраняющегося (хотя и не растущего) потребления вряд ли сильно изменится. Это гарантирует российской экономике и рублю необходимую устойчивость. Правда, говорить о каких-то значимых перспективах развития в этом случае бессмысленно. Впрочем, в условиях, когда дыхание кризиса за спиной слышится все более отчетливо, и это обстоятельство можно расценивать как положительное.

Подобный прогноз говорит в пользу того, что имеющиеся у населения и компаний рублевые средства не подвергаются особым угрозам. По крайней мере, если не случится каких-то экстраординарных событий, вроде дефолта Италии или Испании. Судя по последним действиям ЕС и ЕЦБ, вероятность этого уже не столь велика, как раньше. И это хороший сигнал.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей