Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Янаев и Бакланов во время пресс-конференции в пресс-центре МИД СССР. 19 августа 1991 г. |
За прошедшие с тех пор 20 лет большинство россиян успело основательно позабыть имена членов Государственного комитета по чрезвычайному положению СССР. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 68-72% наших соотечественников уже не помнят никого из ГКЧП (или не хотят помнить). Те, кто хоть что-то смог припомнить, назвали в числе гэкачепистов министра обороны СССР Дмитрия Язова (8%), вице-президента СССР и главу ГКЧП Геннадия Янаева (5%), министра внутренних дел Бориса Пуго и председателя КГБ Владимира Крючкова (по 4%).
Непонятно каким образом в их число затесался Александр Руцкой (его назвали те же 4%), хотя он в то время был вице-президентом России и выступал на стороне Бориса Ельцина. По-видимому, в памяти россиян уже слились воедино события относительно бескровного августа 1991-го и страшного октября 1993 года.
Про Василия Стародубцева, тогда главу Крестьянского союза СССР, Александра Тизякова (президента Ассоциации госпредприятий и объектов промышленности) и Олега Бакланова (первого зампредседателя Совета обороны СССР) никто не вспомнил. Забыли даже председателя Совета министров Валентина Павлова, который за недолгое время пребывания в должности успел напугать народ "павловской" денежной реформой.
Сегодня большинство россиян полагает, что 19-21 августа в Москве происходила борьба за власть (так считает 41% опрошенных). Около четверти заявили, что путч был трагическим событием, которое привело к распаду Советского Союза. И только 9% вспомнили о том времени как о демократической революции, о триумфальной победе которой так много говорили двадцать лет назад.
Судьба самих гэкачепистов в бурные 1990-е гг. сложилась, в общем, неплохо. Из тюрьмы их выпустили в 1994 г., когда новой российской власти и обществу было уже не до ГКЧП. Большинство из них стали советниками при банках, фондах и благотворительных организациях. Так, Дмитрий Язов числится в настоящее время в Службе генеральных инспекторов Минобороны РФ (в советское время эту структуру называли "райской группой", потому что туда отправляли дослуживать отставных генералов и маршалов).
Кроме Язова, в живых из гэкачепистов остались Бакланов, Тизяков и Стародубцев. Первый, по данным на 2010 г., возглавлял совет директоров корпорации "Рособщемаш" (структура Роскосмоса), второй – пенсионер, живет в Екатеринбурге. Стародубцев, пожалуй, единственный из членов ГКЧП, чья карьера после 1991 г. пошла в гору. В 1997-2005 гг. он возглавлял Тульскую область, в настоящее время – депутат Госдумы, где входит во фракцию КПРФ. В Туле преемником Стародубцева стал смещенный недавно Вячеслав Дудка, который был одним из первых назначенных президентом губернаторов.
Борис Пуго застрелился 21 августа 1991 года. Бывший премьер Валентин Павлов умер в 2003 г. после продолжительной болезни. Валентин Крючков, которого считали "мозгом" ГКЧП, скончался в ноябре 2007 г., успев написать четыре книги мемуаров и поработать советником Владимира Путина. Геннадий Янаев умер в сентябре прошлого года в Центральной клинической больнице. В последнее время он преподавал в Российской международной академии туризма.
По-прежнему жив и здравствует Михаил Горбачев, который так и не простил заговорщиков. "Я думал, нужно быть идиотом, чтобы в такой момент пойти ва-банк, ведь сметет их самих. Но, к сожалению, это и правда были идиоты. А мы – полуидиоты, в том числе и я. За все эти годы я был измотан, устал до предела. Но мне не нужно было уезжать в отпуск. Это было ошибкой", – рассказал он недавно в интервью журналистам.
А другой бывший президент, Аскар Акаев, который в 1991 г. возглавлял Киргизию и поддержал Ельцина, намедни предрек возрождение СССР. "Я убежден, что в будущем, в течение 10-15 лет, мы все равно вернемся к нему. Даже Европа объединилась, хотя ее ведущие страны всегда были врагами, столетиями воевали. А мы всегда были друзьями", – заявил он.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт