Солдат-срочник рассказал о своем 11-летнем рабстве

На пресс-конференцию он приехал из военного училища, куда его отправили "дослуживать" на период следствия. Но бывший пленник, за время рабства лишившийся зубов, рад уже тому, что он в родных местах, а не в Дагестане


ФОТО: из семейного архива



Чудом вырвавшийся из дагестанского плена Андрей Попов принял участие в пресс-конференции, которую организовал для него депутат саратовской облдумы Александр Ландо. Беглеца уже освободили из СИЗО, на встречу с журналистами он приехал из военного училища, куда его отправили "дослуживать" на время следствия, передает местная газета "Четвертая власть".

На встречу в парламентский центр пришла сестра Андрея Светлана, которая не видела брата с 2000 года. Тогда ей было всего 13 лет. Когда считавшийся пропавшим без вести Попов вернулся домой, она находилась в Саратове и не успела встретиться с ним. А уже на следующий день его забрали в изолятор временного содержания за дезертирство.

Подробности своего 11-летнего пребывания на кирпичном заводе в Дагестане Андрей Попов не стал раскрывать. По словам Александра Ландо, на данный момент они являются тайной следствия и его показания проверяются правоохранительными органами. Зато солдат рассказал о своей первой встрече с родными после возвращения. Первым его узнал младший брат, которому было 8 лет на момент, когда Андрей ушел служить в армию. Брат сказал, что узнал его по глазам.

Сестра Андрея в телефонном интервью рассказала "Русской службе новостей": "Когда он пришел, он был обросший, худой, старый, зубов у него нет, глаза впалые". Попав домой, он немного приободрился - его успокаивает уже сам факт того, что он в родных местах, а не в Дагестане, говорит она.

На пресс-конференции Андрей рассказал, что в Дагестане он находился на территории кирпичного завода. "Работали, изготавливали кирпич, - рассказывает он, - все делились на рабочих и нерабочих. Тех, кто работал и тех, кто за ними надзирал".

По словам Попова, дагестанцев среди рабочих не было, только среди надзирателей. Точное количество людей, занятых на заводе, Попов назвать отказался, сказав, что "рабочих хватало, и все это есть в материалах дела". Также, по его словам, он не первый, кому удалось сбежать из плена, и один из беглецов его опознал.

Андрей Попов пропал без вести 2 октября 2000 года. До этого он служил в ныне расформированной воинской части в селе Степное Татищевского района Саратовской области.

"Как он рассказал, его напоили снотворным по дороге в очередную "командировку", куда их направляли из (воинской) части, то дачи строить, то еще чего-то, а проснулся он, уже будучи на кирпичном заводе в Дагестане, где пробыл все эти годы", - рассказала сестра Андрея. Как заявила председатель саратовской областной общественной организации "Союз солдатских матерей" Лидия Свиридова, общественники намерены провести "независимое расследование по поводу рабства на Кавказе".

"Правоохранительные органы должны были проверить информацию, которую сообщил солдат о том, что его держали в рабстве, а они его закрыли... По моим подсчетам, за незаконное уголовное преследование государству потом придется выплатить солдату около 10 млн руб.", - сказала Свиридова. Она подчеркнула, что "Союз солдатских матерей" занялся независимым расследованием этого дела, подчеркивая, что солдат сам стал жертвой преступления. Свиридова также готовит обращение к руководству страны.

Все эти 11 лет Попова никто из представителей военных властей не искал. "Никто его не разыскивал, в милиции думали, что Андрей скрывается, нам никто не верил. Каждый год нам приходили письма от военных - "прошу сообщить местонахождение вашего сына Андрея, самовольно оставившего часть". Больше ничего нам не говорили и ни в чем не помогали", - рассказывает брат Андрея Виктор.

А в 2008 г. в милиции родным Андрея сообщили, что где-то в районе Дагестана обнаружен его труп, это подтверждает дактилоскопическая экспертиза. "Наша милиция послала в Дагестан запрос, но ответа не получила, - рассказал Виктор. - С тех пор мы считали Андрея погибшим".

Сбежавший из плена, Попов до сих пор по-настоящему не свободен. Полиция задержала по подозрению в дезертирстве. Все эти 11 лет Андрей находился в федеральном розыске, и когда, вернувшись домой, пришел в отделение полиции рассказать, что с ним случилось, его тут же арестовали. Сейчас Попова уже выпустили из тюремной камеры в Ершове и на период следствия отправили в воинскую часть № 50661 в Саратове. Но, по словам Андрея, там он чувствует себя свободным человеком.

Выбор читателей