Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
К тому, что самолеты падают все чаще, мы уже привыкли. На днях вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи озвучил печальную цифру: в 2011 г. число авиакатастроф в стране возросло на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но по итогам этого августа динамика космокатастроф будет куда более впечатляющей.
Причины участившихся аварий в космосе очевидны. Как и авиация, как речной и морской флоты, наш космический транспорт стареет. Точнее, стареет отрасль, его производящая. Уходят на пенсию специалисты, ветшает оборудование. Рассыпается последний колосс советской эпохи. Государство в последние годы вполне прилично финансирует космическую отрасль: бюджет Роскосмоса приближается к 100 млрд руб. (это в 7 раз меньше, чем бюджет NASA, однако еще несколько лет назад между ними была 18-кратная разница). Но для отрасли все не впрок: практически ничего принципиально нового за постсоветские годы в ней создано не было. Вся российская космическая промышленность живет советскими наработками.
Возможно, выходом из этого космического тупика мог бы стать опыт США. Там в последние годы освоение космического пространства перестает быть прерогативой государства. США, не боясь повредить своему авторитету сверхдержавы, подают пример, перекладывая часть космической работы на коммерческие структуры. Возможно, это и к лучшему: воинственное соперничество государств в космосе будет разбавлено вполне мирной космической конкуренцией частных компаний.
В июле этого года завершилась 30-летняя программа Space Shuttle. В обозримом будущем США не смогут собственными силами отправлять людей в космос – для этого они будут прибегать к услугам российских космических кораблей. Но это продлится недолго. NASA выражает уверенность, что Америка останется мировым космическим лидером. "Я могу гарантировать, что в обозримом будущем лидерство в освоении космоса останется за США", – отметил недавно в интервью CNN директор NASA Чарльз Болден. Каким же образом это им удастся, если ни носителей, ни орбитальных кораблей в данный момент нет? Все просто: их разрабатывают и строят частные подрядчики. "Мы будем продолжать заниматься тем, что делали в течение последних нескольких лет, – разрабатывать новый тяжелый носитель и многоцелевой пилотируемый корабль, – объяснил Болден. – Опираясь на американские научные достижения и возможности индустрии, мы намерены продемонстрировать способность уже в начале 2012 года доставлять грузы на орбиту на коммерческих носителях. Кроме того, мы надеемся уже в начале следующего года получить предложения от частных компаний на создание пилотируемого корабля, который увидим примерно через 3-5 лет после заключения соответствующего контракта".
В этом году NASA выделит в общей сложности $270 млн нескольким компаниям на создание частных космических кораблей и ракетоносителей для полетов астронавтов к МКС. Самая крупная сумма – $92 млн. – досталась корпорации Boeing. Ранее еще более крупный контракт – на $1,6 млрд – был заключен с компанией SpaceX, которая уже разработала и испытывает тяжелую ракету-носитель и капсулу для экипажа. Недавно она приступила к обустройству стартовой площадки для запусков частных ракет к МКС. Стоимость доставки одной партии груза на орбиту компания оценивает в $80-125 миллионов. Из федерального бюджета 2012 г. NASA планирует получить $850 млн для своих частных партнеров. Столь масштабное финансирование это направления деятельности означает признание Вашингтоном того факта, что частные компании работают эффективнее государственных подрядчиков не только на земле, но и в космосе.
В России пока нет подобного опыта: у нас космические проекты частникам не доверяют. Хотя бы по той причине, что частных компаний, способных потянуть такой проект, в стране просто нет, а отдавать его на откуп иностранцам было бы непатриотично и небезопасно. Хотя кое-какой аутсорсинг в частный сектор Роскосмосом практикуется. И не всегда, надо сказать, он бывает удачным. Так, электронную начинку для разгонного блока "Бриз-М", ставшую причиной последней потери телекоммуникационного спутника, изготовило по заказу Роскосмоса ОАО "ЛОМО" – бывшее "Ленинградское оптико-механическое объединение", приватизированное еще в 1993 году.
Однако прежний глава Роскосмоса Анатолий Перминов весной этого года сообщал, что в России появляются коммерческие космические проекты. По его словам, "Роскосмос поддерживает эти проекты, и если они будут выполняться за счет внебюджетного финансирования, за счет коммерческих инвестиций, то мы будем только рады как специалисты оказать помощь в тех или иных вопросах, чтобы повысить надежность исполнения этих проектов". Иными словами, если найдутся инвесторы (или, вернее, спонсоры) подобных начинаний, то Роскосмос с удовольствием в них поучаствует. Такая вот коммерциализация по-русски.
Впрочем, следовать американскому опыту вовсе необязательно. Ведь есть и другие примеры: скажем, Индия и Китай в настоящее время активно развивают свои космические программы на государственной основе. Главное – было бы желание развиваться. И большие деньги. И если второе уже появилось, то первого нашей космической отрасли, похоже, серьезно не хватает.
В Киеве уверяют, что Москва продумала несколько сценариев будущего