Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото с сайта censor.net.ua |
Напомним, что согласно действующим договоренностям о долгосрочных поставках базовая цена тысячи кубометров поставляемого на Украину российского газа, заложенная в формулу цены, составляет $450. Киев настаивает на ее снижении до $350 и изменении привязки стоимости поставляемого газа с мировых цен на нефть к ценам на уголь. В своих претензиях он апеллирует к межправительственному соглашению от 2004 г., обязывающему стороны ежегодно согласовывать объемы поставок газа.
Россия, со своей стороны, готова участвовать в обсуждении этого вопроса лишь в случае передачи ей контроля над украинской газотранспортной системой, а также возможного вступления Украины в Таможенный союз. И то и другое для Украины абсолютно неприемлемо.
"Надеюсь, у нас хватит мудрости найти решение совместное, без суда. И я рассматриваю суд как уже последнюю инстанцию, когда будут исчерпаны во время переговоров все наши возможности, – заявил Янукович в Душанбе. – Мы столкнулись с ситуацией, в которой Украина сегодня теряет большие средства. Мы убеждены, что несем сегодня лишние затраты. Мы не можем сидеть и не предпринимать активных действий для того, чтобы как-то решить этот вопрос".
Заявление Януковича о рассмотрении спора в Стокгольмском суде – довольно серьезный, а главное – последний весомый аргумент украинской стороны. Ранее Киев предпринял шаг совершенно иного рода, способный максимально обострить и без того непростую ситуацию. В минувшую пятницу украинский премьер Николай Азаров заявил, что правительство планирует глубокую реструктуризацию, а по сути – ликвидацию НАК "Нафтогаз Украины". По словам Азарова, после выполнения всех необходимых формальностей на рынке будут действовать другие компании. А главное заключается в том, что ликвидация "Нафтогаза" повлечет за собой пересмотр "кабальных" соглашений, подписанных с российским "Газпромом".
Подобное предложение сложно рассматривать в качестве официального заявления государственного деятеля – оно больше напоминает угрозу "кидалова" в лучших традициях бизнес-практики начала 90-х. На деле реализация подобной угрозы выглядит малореалистично. В соответствии с законом ликвидация подобного рода экономического субъекта не влечет за собой простого прекращения ответственности по его обязательствам. В любом случае, они будут переложены на плечи учредителей. "Нафтогаз" является государственной компанией, и ответственным по его обязательствам так или иначе остается государство. Более того, основные международные контракты "Нафтогаза" носят характер межправительственных соглашений. А это значит, что ни один международный суд не освободит Украину от ответственности по обязательствам "Нафтогаза" без согласия на то российской стороны.
Через пару дней на Украине поняли, что, кажется, погорячились. В воскресенье в эфире телеканала "Интер" Азаров попытался придать пятничному заявлению вид стратегической государственной программы. По его словам, решение о реорганизации "Нафтогаза Украины" готовилось давно. "Решение заключается в том, чтоб создать эффективно действующую систему добычи газа и нефти, транспортировки и ее распределения. Добыча нефти и газа требует колоссальных затрат. Мы будем выделять значительные средства и из бюджета, но основной упор будет сделан на то, чтобы привлечь инвестора", – сообщил украинский премьер. И добавил, что газовых войн с Россией "никто не дождется" несмотря на все разногласия. По словам Азарова, Украина готова выполнять условия действующего контракта по цене на природное топливо до тех пор, пока они не будут пересмотрены.
Но это всего лишь попытка главы украинского правительства подкорректировать свое довольно неуклюжее пятничное заявление, вызвавшее удивление как у российской стороны, так и у экспертного сообщества. Насколько это получилось, сказать сложно. Первое и самое стойкое впечатление о действиях Украины сложилось у всех заинтересованных сторон в пятницу. Более того, вчера Азаров не дезавуировал заявления о реорганизации "Нафтогаза" с фактическим отказом украинской стороны от его обязательств.
В свою очередь, взять и "кинуть" Россию, просто расформировав "Нафтогаз", тоже проблематично. Это повлечет за собой новый виток газовой войны, в которую окажутся вовлеченными европейские потребители. А это рассматривающей возможность вступления в ЕС Украине крайне невыгодно.
Создается ощущение, что, почувствовав в себе силы, Киев действительно начинает серьезную игру за свои интересы. Беда состоит в отсутствии у нынешних украинских властей должного опыта и политического инструментария, необходимого для такой игры.
И все же последние события четко демонстрируют, что Украина дозрела до начала собственной политической игры. Главной ее целью является максимальное сближение с Европой, вплоть до вхождения в ЕС. Для этого Киеву необходимо избавится от существующей ныне экономической зависимости от России. У Москвы цели прямо противоположенные. Поглощение "Газпромом" "Нафтогаза" и включение Украины в Таможенный союз – наиболее верный способ закрыть Украине дорогу в Европу. Высокие цены на газ и "кабальные" условия договора на его поставки являются главным символом украинской экономической зависимости от России. Неудивительно, что в попытках от нее избавиться Киев предпринимает самые отчаянные, но пока по большей части довольно нелепые шаги.
Как ситуация будет развиваться в ближайшее время, предсказать не может никто. Начало очередной острой фазы газовой войны, с перекрытием транзита и воровством российского газа, маловероятно. Трудно поверить и в то, что Украина действительно откажется от обязательств "Нафтагаза", ликвидировав компанию. Все это так или иначе ударит по европейским потребителям, со всеми вытекающими для Украины последствиями. Поэтому, недавние попытки "гнуть пальцы" объясняются, скорее, прошлым украинского лидера и непростым характером сложившейся ситуации.
Куда более реальной выглядит возможность обращения Киева в международный суд. Здесь Украина имеет шансы перетянуть на свою сторону Европу. Европейские судьи наверняка найдут слабые места в контракте 2009 г., на которых и сосредоточатся высококлассные юристы. Судебная война за новые газовые цены вполне реальна. В пользу Киеву будет играть и факт юридических перспектив нахождения в Севастополе российского Черноморского флота, за который Москва готова биться до последнего.
Впрочем, все это еще не гарантирует Украине удачного исхода дела. "Арабская весна" и обострение общей ситуации на Ближнем Востоке является потенциальной угрозой нефтегазовым полям Европы на Востоке. Портить отношения с Россией из-за Украины в этой ситуации было бы для нее крайне неосмотрительным шагом. А это значит, что путь Украины в Европу (где она все равно рано или поздно окажется) будет долгим и нелегким.
Противник целился в мирные соцобъекты