Як-42 не должен был взлетать

Диспетчер, который руководил взлетом Як-42, рассказал, что самолет долго не мог набрать необходимую скорость и оторвался от земли в самом конце полосы. Как считают эксперты, у лайнера во время разгона отказали двигатели


ФОТО: ИТАР-ТАСС
ВСЕ ФОТО



Расследованием катастрофы Як-42, на котором летели на матч хоккеисты ярославского "Локомотива", занялись представители нескольких ведомств - СК, прокуратуры, МАК. Пока основной версией, о которой говорят официальные источники, является отказ техники. Тем временем появляются новые подробности произошедшего.

Самолет не мог взлететь

Как рассказал 38-летний диспетчер аэропорта "Туношна" Арий Новик, который руководил взлетом, самолет слишком долго совершал разбег и перешел точку отрыва. По его словам, возможно, к трагедии привело именно это, сообщает Lifenews.ru. "Командир запросил взлет, я дал разрешение. После этого командир должен был выйти на связь, когда наберет 200-метровую высоту, но он до нее просто не долетел", - сообщил диспетчер с 12-летним стажем работы.

Последние секунды перед катастрофой видели все, кто находился в диспетчерской. Самолет разгонялся по взлетной полосе очень долго, видимо, не мог набрать необходимую скорость. Он даже переехал точку отрыва и выехал на грунт и оторвался от земли лишь в последний момент. Через долю секунды самолет завалился на левый бок и рухнул в 4 км от аэропорта, в месте впадения реки Туношонка в Волгу.

"Было жутко"

Другой очевидец рассказал, что видел, как Як-42 взлетел, накренился на левое крыло и рухнул вниз с высоты не более ста метров. "Он ни за что не зацепился, просто было два хлопка. По моему мнению, это отказали движки, – рассказал мужчина. – Я через три минуты подъехал туда. Конечно, было жутко. Не знаю, хвостовая или носовая часть там лежала в реке – я не мог понять. Я единственное что запомнил – на том берегу вытащили четырех человек в белых майках – это наша команда, потом я узнал, что это наша команда "Локомотив", которую я очень люблю, всегда болел и буду болеть... Это было все как в страшном сне... Было очень жутко, конечно, очень страшно".

Первыми на помощь бросились рыбаки, которые в момент крушения рыбачили на реке, передает РИА "Новости". "Приехали на своих лодках, на моторных лодках, начали нырять, спасать, вытаскивать людей... Рыбаки подвозили к нам, мы их вытаскивали из лодки на берег. Буквально через минут пять – десять начали подъезжать спасательные службы", – рассказал очевидец трагедии. Удара самолета о землю он не видел, так как мешали деревья и дачные дома, однако до этого услышал звук, похожий на столкновение автомобилей, затем еще удар, после чего увидел, как взлетающий самолет стал крениться на правую сторону. "Произошел резкий "клевок" самолета вниз, и с правым креном самолет ударился о берег реки", – говорит он.

Выживших спасают столичные врачи

После катастрофы из 45 находившихся на борту человек выжили только бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов, нападающий сборной России. Они были доставлены в реанимацию городской больницы Ярославля. Галимову, получившему ожоги 80% тела, сделана операция. Как сообщил главный врач больницы Александр Дегтярев, хоккеисту предстоит еще несколько операций. У второго выжившего обожжено 15% тела и сломано бедро. Состояние обоих оценивается как тяжелое. Вскоре они будут перевезены в Москву.

Для оказания помощи раненым и родственникам погибших из Москвы в Ярославль вылетела бригада медиков и психологов. В их числе - руководитель отдела термических поражений Института хирургии им. Вишневского Андрей Алексеев, а также сотрудники Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского.

В четверг днем транспортный самолет Ил-76 МЧС РФ с выжившими при крушении Як-42 вылетел из Ярославля в Москву, а в 15:08 приземлился на подмосковном аэродроме "Раменское". Хоккеист Александр Галимов будет госпитализирован в Институт хирургии имени Вишневского, а члена экипажа Александр Сизов отвезут в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Состояние обоих пострадавших оценивается как крайне тяжелое.

Мальчишки, которые катались на велосипедах возле аэродрома, рассказали, что были на месте крушения и видели троих выживших, передает Вести.ру. Однако официального подтверждения информация о третьем выжившем не получила.

Найдены тела всех погибших

После падения часть самолета упала в реку, вторая часть сгорела. Обнаружены тела всех 43 погибших, а опознаны 20, сообщил представитель главного управления МЧС РФ по Ярославской области. Работы на месте катастрофы продолжались всю ночь при искусственном освещении.

В морге ярославской больницы имени Соловьева уже провели вскрытие первых пяти тел погибших. "На данный момент установлены причины смерти нескольких хоккеистов. К нам поступают все с протоколом опознания. Сейчас ведется вскрытие. Но после первых пяти уже стало ясно, что люди погибли от множественных травм, захватывающих несколько областей тела. Именно так будет звучать официальное заключение", - цитирует Lifenews.Ru сотрудников морга.

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело. Как заявил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, рассматриваются "все возможные версии авиакатастрофы". Опросить выживших в катастрофе бортинженера и хоккеиста Александра Галимова пока не удалось.

Сегодня тщательно расследовать обстоятельство катастрофы потребовал Дмитрий Медведев. "Это серьезная трагедия, серьезное резонансное происшествие. Все должно быть публично и открыто", - сказал он на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы.

У самолета были проблемы с двигателями

Пилоты, летающие на Як-42, считают, что самолет разбился из-за проблем с двигателями, возникшими при разгоне лайнера. Как отмечает "КоммерсантЪ", до так называемой точки принятия решения о взлете двигатели наверняка работали в штатном режиме максимальной мощности. Если бы сбой произошел в начале разгона, опытный командир воздушного судна наверняка начал бы торможение. Но проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/час. В этом случае самолет даже при экстренном торможении уже не успел бы остановиться в пределах полосы. Скорость отрыва Як-42 от земли составляет 215 км/час. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, как считают эксперты, неисправные двигатели уже не вытянули, что и привело к сваливанию лайнера на левое крыло.

По мнению пилотов, причиной аварии мог стать помпаж двигателей, заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива. Не исключено также, что самолет столкнулся с птицами. Возможна и роковая ошибка экипажа, по каким-то причинам проскочившего точку безопасного отрыва и решившего продолжить взлет за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, который Як-42 просто не смог преодолеть.

Эксперты в сфере авиации в один голос говорят о надежности Як-42, передает РБК. "Самолет Як-42 – достаточно надежная машина. За последние 20 или даже 30 лет я не помню тяжелых происшествий на этом самолете", – сообщил заслуженный летчик России, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов. По его словам, пока трудно сказать, что стало причиной крушения, "но, так как он упал недалеко от аэродрома, сегодня найдут черные ящики, за ночь расшифруют, завтра уже все будет известно". "Я думаю, что-то случилось с управлением самолета", - заключил эксперт.

"Это первый случай падения Як-42 на моей памяти. Самолет очень хороший, надежный", – заявил, в свою очередь, летчик-испытатель, Герой Российской Федерации, почетный президент авиасалона "МАКС" Магомед Толбоев.

Разбившийся Як-42 перед вылетом в Минск прошел оперативную форму технического обслуживания, и замечаний по его техническому состоянию не было. Самолет был выпущен в 1993 г., сертификат летной годности действовал до 1 октября 2011 г. "Все двигатели в ресурсе. За время эксплуатации самолет налетал 6 тысяч 233 часа и осуществил 2,997 тысяч посадок", – сообщили в Росавиации. Периодическое техническое обслуживание самолет прошел 16 августа 2011 г. в Казани.

Что касается аэропорт "Туношна", а котором разбился Як-42, то он, по словам экспертов, имеет все необходимое оборудование для приема практически любых самолетов. При этом длина взлетно-посадочной полосы аэропорта составляет три километра, что также позволяет садиться почти всем типам самолетов.

Как сообщили журналистам в Минтрансе РФ, в ближайшее время компания "Як-Сервис", ответственная за гибель хоккейной команды "Локомотив", будет закрыта как один из самых небезопасных перевозчиков. Кроме того, специалисты Минтранса и Росавиации проведут тщательные проверки всех авиакомпаний, эксплуатирующих Як-42.

По жертвам катастрофы скорбит весь спортивный мир

В Ярославской области с 9 по 11 сентября объявлен траур. Сегодня место авиакатастрофы посетил президент Дмитрий Медведев. Глава государства положил красные розы на берегу реки Туношонка рядом с местом падения самолета, перекрестился и постоял минуту, склонив голову. Ранее он выразил соболезнования родным и близким погибших, а также болельщикам "Локомотива".

В ярославском клубе было много игроков из европейских стран. Посольство Швеции подтвердило гибель вратаря Стефана Лива, который был основным голкипером шведской сборной по хоккею. Гибель своих подданных в катастрофе также подтвердили Чехия, Словакия и Германия.

В Риге вчера состоялось шествие в память о погибшем в авиакатастрофе Карлисе Скрастиньше. Около 300 человек прошли от ледового холла "Арена Рига" до здания Федерации хоккея Латвии.

Сегодня траурная церемония пройдет в Минске, где должен был состояться матч между местным "Динамо" и "Локомотивом". Болельщики, желающие почтить память погибших хоккеистов, смогут пройти на церемонию по билетам на матч. "Все средства от проданных билетов на игру 8 сентября минский клуб перечислит в пользу "Локомотива", – говорится в сообщении ХК "Динамо".

Родственникам погибших выделят во 2,5 миллиона

Власти Ярославской области выделят семьям погибшим по 300 тыс. руб., а городские - по 150 тыс. рублей. Кроме того, авиакомпания "ЯкСервис", которой принадлежал разбившийся самолет, выплатит семьям по 2 млн рублей.

Ярославский "Локомотив" – один из ведущих российских хоккейных клубов, трижды становился чемпионом страны – в 1997, 2002 и 2003 годах. На первую игру сезона в Минск летел весь основной состав "Локомотива", тренеры и администрация клуба.

## AP ©

Выбор читателей