Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Итак, на прошлой неделе "Северный поток" стал реальностью: в присутствии премьер-министра Владимира Путина началась процедура закачки в трубу технологического газа. Коммерческие поставки голубого топлива в Германию начнутся в ноябре, в присутствии уже президента РФ Дмитрия Медведева. В будущем году планируется проложить вторую нитку газопровода, чтобы, не откладывая в долгий ящик, довести его пропускную способность до 55 млрд кубометров в год. Потому что и спрос, и предложение позволяют поставлять такие объемы. Более того, согласно планам "Газпрома", вскоре должно начаться строительство "Южного потока", который понесет такие же объемы газа через Черное море.
Несмотря на недавнее сокращение потребления газа в ЕС, связанное с кризисом, эксперты уверены, что у голубого топлива в Европе большое будущее. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2035 г. мировое потребление газа возрастет на 50%. Европе же понадобятся большие дополнительные объемы этого энергоносителя гораздо раньше, поскольку Германия и еще ряд стран ЕС объявили об отказе от ядерной энергетики. Так что впору будет строить еще несколько таких "потоков", да и для Nabucco на рынке найдется место (если, конечно, прежде для него найдется газ). Кроме того, подводные газопроводы позволят Европе получать российский газ (по крайней мере, существенную часть закупаемых объемов) без посредников, из-за конфликтов с которыми в последние годы поставки не раз были под угрозой срыва. Нынешнее поведение украинских властей вызывает серьезные опасения новой полномасштабной "газовой войны". На этом фоне можно только порадоваться за Европу: с введением в строй "потоков" ее энергоснабжение станет более стабильным и обильным.
И в этой связи удивительным диссонансом прозвучало брюссельское "напутствие" новому газопроводу. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер прозрачно намекнул, что не кто-нибудь, а именно Россия угрожает энергетической безопасности Европы. По его словам, "страны ЕС, сталкивающиеся с опасностью нехватки энергоносителей, подвергаются растущему давлению со стороны третьих стран, которые пытаются заставить их согласиться на уступки, несовместимые с европейскими законами". Кто эти "третьи страны"? Уж конечно не Норвегия и не Алжир. Это Россия, которая позволяет себе не соглашаться с правилами, навязываемыми энергопотребителями (вроде Договора к Энергетической хартии или "Третьего энергопакета" ЕС), и гнет свою линию как поставщик. Да еще и пытается получить доступ к энергетическим активам Евросоюза (распределительным сетям). Брюссель убежден, что все это неминуемо приведет к нарушению конкурентной среды на рынке.
Именно поэтому Оттингер предложил обязать энергетические компании Евросоюза впредь согласовывать с Брюсселем все заключаемые контракты, а страны-члены – обмениваться друг с другом информацией о таких сделках. Более того, представители Еврокомиссии хотят получить право присутствовать в качестве наблюдателей на любых переговорах о поставках энергоресурсов в ЕС. Одним словом, "брюссельский обком" вознамерился установить полный контроль над энергетическими связями стран-членов ЕС – видимо, чтобы не допустить усиления на рынке нежелательных внешних партнеров, типа "Газпрома". Все это, несомненно, обернется довольно жестким регулированием доступа на энергетический рынок Евросоюза.
Впрочем, далеко не факт, что страны-члены прогнутся перед Брюсселем. Против инициативы ЕК уже выступили Италия и Греция, имеющие долгосрочные соглашения с Россией. По этой же причине оппонировать Еврокомиссии будет, очевидно, и Германия. По мнению британской The Guardian, фронду поддержат также Великобритания и Франция. Они (вместе с Италией) сейчас приглядываются к нефтяным ресурсам Ливии, рассматривая их как свои "военные трофеи" и явно не захотят посвящать Еврокомиссию в подробности переговоров с новыми властями в Триполи. Одним словом, Брюссель замахнулся на то, что отнять у стран-членов он пока не в силах. Энергетическая политика ЕС все еще далека от единства, и для России это хорошая новость.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг